Как написать конспект

Пишем конспект

Правильно составленный конспект – это хорошо уложенная информация, которую при необходимости всегда можно воспроизвести в требуемом объеме. В мире электронной техники, компьютеры равномерно и прямолинейно распределяют информацию, сжимая ее в 2 – 3 раза. Однако, поданная информация от этого не теряет свой первоначальный смысл. Что же касается человека, то он сокращает материал, убирая лишнее, выделяя главное и запоминая на подсознательном уровне то, что не требует записи. Данный вид деятельности называется конспектированием. Следует отметить что в отличии от компьютерной архивации, конспект является не менее надежным источником с которого можно восстановить все, что требуется.

Выписки

Одним из самых простых способов конспектирования являются выписки. По сути, данный вид, это ни что иное как дословное или практически дословное записывание материала. Таким образом, воспроизвести с конспекта информацию, не составит ни какого труда.

Тезисы

Для того, что бы конспектировать тезисами, необходимо хорошо понимать материал, так как данный вид записей, подразумевает под собой изложение на бумаге лишь самых главных выводов. Таким образом, данный конспект – это своеобразный скелет, состоящий из цепочки тезисов. Структурированная информация может быть подана в двух вариантах: простом и сложном, когда основные положения подкрепляются дополнительным материалом.

Конспект

Когда речь идет непосредственно о конспекте, то выделяют два вида: непосредственное и опосредственное конспектирование.

Непосредственное конспектирование

Первый вариант – краткое изложение информации в том порядке, котором она подается. Такие записи просто не заменимы в процессе лекции или семинара, где невозможно прослушать информацию еще раз. Тогда последовательные записи помогают воспроизвести материал по порядку, вернуться к тому, что было упущено в процессе семинара и самое главное – это предоставляют возможность восстановить в памяти весь курс лекции. Не удивительно, что студенты записывают лекции на диктофоны, ведь, по сути, такая запись очень схожа с непосредственном конспектированием, разница лишь в том, кто или что выполняет данную работу. Однако, непосредственное конспектирование является достаточно распространенным методом у студентов и при конспектировании печатной информации. Прочитав один абзац, записывается самое главное и лишь, затем читается следующий. Заниматься записями в подобном формате категорически не рекомендуется и вот почему:

  1. Упускается самое главное – суть прочитанного. Достаточно тяжело усвоить материал, постоянно прерываясь на его записи. Главным образом потому, что в голове теряется логическая цепочка, которая выстраивает структуру материала. Кроме того, записывая материал по мере его изложения в книге или любом другом источнике, студент не знает о чем пойдет речь дальше и часто может неправильно выделить главное.
  2. Не восприятие ни текста, ни конспекта при непосредственном копировании, ведь постоянно прерываясь от чтения или записи, утрачивается вообще какая-либо цепочка взаимосвязи. В итоге, отрываясь от работы, часто студент даже не может вспомнить основные факты того, что было только что записано. Таким образом, получается, что теперь уже необходимо заново читать источник конспекта, что бы разобраться что к чему, затем перечитывать записи, вспоминая что же было выделено и почему. Уйма не нужной работы и множество потраченного времени зря.

Таким образом, при непосредственном конспектировании печатных изданий, достаточно часто упускается важная информация или наоборот подается в слишком подробном, длинном виде. Как результат – совершенно бесполезный конспект, либо слишком длинный, либо потерявший какую-либо смысловую нагрузку. Время потрачено, материал не изучен в должной степени, записи бесполезны.

Для того, что бы подробно объяснить отрицательные моменты непосредственного конспектирования печатных источников, можно рассмотреть описание схемы окраски лягушки. Выделяя с каждого абзаца главное, в итоге получится описание каждого сантиметра тела земноводного и множество исписанной бумаги. Когда в идеале, достаточно прочитать всю статью и сделать вывод о том, что брюхо и горло у лягушки светлые, остальные части тела зеленые.

Опосредственное конспектирование

Опосредственное конспектирование начинается лишь после того, как весь материал прочитан, усвоен и логическая цепочка выстроена. Таким образом, конспект выполнит свою функцию – поможет восстановить в памяти все то, что было прочитано и изучено, а логическая связь при этом не нарушится.

Да, с одной стороны на составление такого конспекта уйдет гораздо больше времени, нежели в первом варианте, однако преимущества на лицо:

  1. Он требует гораздо меньше времен, чем кажется. Во-первых, прочитав материал, сразу станет ясно, что нужно записать, а что может быть опущено. Во-вторых, не нужно тратить время на то, что бы в последующем разобраться, что имелось в виду. В-третьих, нет необходимости постоянно прерываться на чтение, делая записи.
  2. Усвоение материала. Источник прочитан, конспект составлен грамотно – как результат – тема хорошо проработана и усвоена. Такой конспект станет показателем для любого преподавателя, что студент не просто, механически переписал несколько предложений, а действительно сделал глубокую работу над книгой или любым другим источником.

Если же говорить о простом механическом переписывании, будь то лекция, или учебник. Непременно нужно проработать уже готовый конспект, изучив материал и составив для себя, новые, правильно изложенные записи или денотатные карты.

Данные виды конспектов предназначены для того, что бы качественно подготовится к экзамену, вспомнив главное из пройденного материала. Такие конспекты просты и главная роль их это воспроизвести информацию, зафиксированную в доступном и понятном виде. Однако, достаточно часто требуется ведение и составление сложно конспекта, который бывает двух типов.

  1. Селективный конспект – выделение в тексте информации, касающейся только одной, интересующей темы. Алгоритм составления селективного конспекта – читается текст целиком и выделяется информация, касающаяся той или иной темы. Далее, перечитывается все что касается темы, усваивается материал, выстраивается логическая цепочка, выделяется главное и переносится в конспект. Таким образом, из большого текста выделяется только главное, касающееся изучаемой темы.
  2. Сводный конспект используется для написания рефератов, курсовых дипломных. Его цель – это из двух и более источников собрать воедино всю полученную информацию. В данном случае необходимо действовать в следующем порядке:
    • Составить селективный или простой конспект каждого источника;
    • Сравнить их, ведь информация может повторяться, дополнять друг друга или давать развернутые ответы на вопросы.
    • Все изученное выстраивается в одну схему.

    При составлении сводного конспекта, очень важно не перепутать источники конспектируемой информации. Во-первых, после работы необходимо будет составить библиографию. Во-вторых, вполне может быть, что студенту необходимо будет самому вернуться к материалу и подробно его изучить.

    Для того, что бы сводный конспект был действительно качественным, а не просто сбором нескольких данных в одном материале, необходимо провести некую самостоятельную работу по их совмещению.

    Сводный конспект, поможет не только хорошо написать курсовую или дипломную, но и идеально подготовится к семинару, ведь очень важно свести воедино всю полученную информацию и структурировать ее.

Важно при ведении конспекта сопровождать ее ссылками. Они помогут всегда вернуться к источникам, в случае потребности возобновить информацию. Необходимо их оформлять таким образом, что бы хорошо в них ориентироваться, ведь когда речь идет о нескольких источниках, то еще можно вспомнить, где они взяты, в случае когда их больше десятка, то правильно оформленные ссылки просто необходимы.

Для того, что бы лучше ориентироваться в теме, а также смежных вопросах, рекомендуется применять следующие приемы:

  1. Записывать все определения, мнения авторов, термины в процессе чтения материала;
  2. Старайтесь вникать в происхождение вопросов, поставленных автором;
  3. Составьте денотатную карту мнений, вопросов, проблем и их решений в рамках изученной литературы;
  4. При составлении конспекта постарайтесь себе отвечать на следующие вопросы: Какое следствие? Что непонятного? Почему так, а не иначе? Что здесь вызывает вопросы?