Конспект лекций по предмету "Буддизм"

Course-Work.ru История тибетского буддизма. , В VII в н.э. в Тибет проник буддизм. Это было время правления царя Сронцзангампо. Его министр Тгонми Самбода отправился в Индию для изучения...
Узнать цену дипломной по вашей теме


Конспект лекций История тибетского буддизма.

В VII в н.э. в Тибет проник буддизм. Это было время правления царя Сронцзангампо. Его министр Тгонми Самбода отправился в Индию для изучения санскрита и буддийских текстов. Он же разработал тибетскую письменность. В IX в., при царях Тисрондецзане (755 – 791) и Ралпачане, в Тибет прибыли буддийские проповедники Шантиракшита (ок. 705 – 765) и Падмасамбхава. В это время появились первые тибетские буддийские монастыри, а священные тексты стали переводить с санскрита на тибетский язык. Шантаракшита был основателем школы йогачара-мадхьямика-сватантрика в Индии. Он провёл в Тибете 13 лет, при его участии были основаны несколько монастырей, в т.ч. Самъе. Шантаракшита был автором сочинения “Татвасанграха” (“Компендиум категорий”), в котором подверг критическому анализу 26 основных категорий главных философских школ Индии. Его помощником в Тибете был Падмасамбхава. Согласно преданию, этот проповедник при помощи магии обращал в буддизм бонских богов. Пдмасамбхаву считают основателем древнейшей буддийской школы Тибета – ньингмапа, а также монастыря Самъе. С его именем традиция связывает проникновение в Тибет ваджраяны, введение мистерии цам, создание комментария на “Книгу мёртвых”.

В XI в. при царе Лангдарме буддизм в Тибете подвергся гонениям. Однако после смерти этого правителя буддизм здесь возрождается. В этот период действовал индийский писатель и проповедник Джобо Атиша. Атиша был махаянистом, допускавшим мистический тантризм как более “совершенный”, т.е. скорый, способ достижения спасения через мистическое соединение с буддами, бодхисаттвами и женскими ипостасями бодхисаттв. Это даёт способность побеждать закон причинности при помощи колдовства. Вместе с тем Атиша обращал особое внимание на этическое учение буддизма. Он создал школу кадампа, которая оказала большое влияние на тибетский буддизм, но впоследствии прекратила своё существование. Ламаисты называют Атишу вторым Буддой.

Светская власть оказывала всяческое содействие буддизму, вследствие чего его распространение было быстрым. В XI в. в Тибете появилась ещё одна махаянистская школа – сакьяпа (т.н. “школа красных шапок”). В XIII в. глава этой секты стал правителем Тибета по назначению монгольского императора Хубилая. Кроме того, глава секты сакьяпа был объявлен иерархом буддийской церкви в Тибете, Монголии и Китае. В том же XIII в. буддизм распространился и среди монголов и стал государственной религией монгольского императорского двора в Пекине. Впрочем, следует отметить, что буддизм начал проникать в Монголию ещё при Чингиз-хане. Монголы жили в непосредственном соседстве с уйгурами, среди которых были распространены христианство несторианского толка, манихейство, ислам и буддизм. Именно от уйгуров монголы восприняли буддийское учение. В XIV в. появились монгольские переводы буддийских текстов. В конце XIV в. школа сакьяпа потеряла своё господствующее положение.

Самым выдающимся деятелем тибетско-монгольского буддизма следует признать Цзонхаву – основателя школы гелугпа (т.н. “школа жёлтых шапок”). Эта школа очень быстро распространилась в Тибете, вытеснив или поглотив старые школы. В настоящее время, говоря о тибетско-монгольском буддизме, подразумевают именно секту гелугпа, которая лучше всего известна в Европе. Цзонхава и его ближайшие ученики оставили огромную литературу, касающуюся всех сторон буддизма. Изображения Цзонхавы помещаются в монастырях и просто в домах. В трудную минуту монгол восклицает: “Лама Цзунхув!”. В первых числах декабря ламаисты чтят день смерти Цзонхавы.

Лозунгом Цзонхавы была реставрация первоначального махаянизма. Он комментировал и расширял махаянистские тексты. Как и Атиша, Цзонхава был, с одной стороны, последователем философского буддизма, а с другой – тантристом. Он разработал строгую монашескую иерархию, большое внимание уделяя культу. По инициативе Цзонхавы в монастырях стали создаваться буддийские учебные заведения.

При ближайших преемниках Цзонхавы утвердился догмат о последовательных перевоплощениях “великих лам” “жёлтошапочников”. Третий “великий лама” (слово “лама” дословно означает “высший”) совершил путешествие в Монголию к тумэтскому Алтан-хану с целью пропаганды буддизма школы гелугпа. Алтан-хан пожаловал этому проповеднику титул “Далай-лама”. При пятом “великом ламе” Агван Лобсане (XVII в.) окончательно укрепился догмат о перевоплощениях Далай-ламы. Агван Лобсан объявил себя воплощением бодхисаттвы Авалокитешвары, который прежде воплощался в царе Сронцзангампо, а затем в Гендун-дубе, ученике Цзонхавы. Тогда же учитель Далай-ламы был объявлен перерождением будды Амитабхи – будды “Беспредельного Света”, - и ему был присвоен титул Панчен ринпоче. Панчен-лама живёт в монастыре Таши-Лхумпо, поэтому его иногда называют Таши-ламой.

Далай-лама XIII, предшественник нынешнего Далай-ламы, - Тхубдан Джамцхо (1876 – 1933). Этот человек был найден в возрасте 1 года как перерождение Далай-ламы XII. В 1894 г. он свергнул правившего вместо него регента и объявил себя политическим и духовным главой Тибета. Тибет в это время считался вассалом китайской династии Цин, так что отношения между Китаем и Тибетом испортились. В 1904 г. во время английского вторжения в Тибет Далай-лама XIII бежал в Монголию, где прожил два года. В 1910 г. он был смещён со своего поста особым эдиктом китайского императора. После Синьхайской революции в Китае Далай-лама XIII издал декларацию независимости Тибета. Этот правитель много контактировал с русскими буддологами и путешественниками – Ф.И. Щербатским, Агваном Доржиевым и П.К. Козловым. Он оказал материальное содействие строительству Буддийского храма в Петрограде.

Нынешний Далай-лама XIV – Данцзин Джамцхо, или Агван Лобсан Тенцин-гьяцо – родился в 1935 г. После тибето-китайской войны 1959 г. он живёт в Индии в Дхармасале. Лауреат Нобелевской премии мира 1989 г. Кроме того, Далай-лама XIV читает в Кембридже лекции по философии буддизма.





Но вернёмся к истории. В XVI в. секта гелугпа проникла в Монголию. После падения монгольской династии в Китае монголы вернулись в свои степи и горы. Они оказались необычайно восприимчивы к новому учению, проповедуемому “желтошапочниками”.

Дело Цзонхавы было продолжено двумя его великими учениками Кедрупой и Гъелтсапой. Гъелтсап был посажен на трон в монастыре Гандэн и признан, таким образом, первым последователем линии преемственности. Он сохранял свое положение в течении 12 лет вплоть до своей смерти. В течении своей жизни он написал ряд важных трактатов и собрание его сочинений содержит 8 томов. После смерти Гъелтсапы его дело продолжил Кедруп, который был настоятелем Гандэна в течении 7 лет вплоть до своей смерти в возрасте 54 лет. Оба этих ламы считаются “духовными сынами” Цзонхавы и их образы обычно присутствуют на танках, изображающих Цзонхаву.

В течении последующих столетий школа Гелуг развивалась очень быстро, воспитывая множество великих ученых и тантрических практиков. Помимо всего прочего, ее авторитет подкреплялся нежеланием принимать участие в политических делах Тибета. Такое отношение к политической жизни не длилось, однако, слишком долго. В 1445 г. Гендун Друб воздвиг новый монастырь школы Гелуг Ташилунпо. Этот монастырь вскоре стал местом пребывания Панчен-лам, которые по своей значимости в духовной иерархии школы Гелуг занимают второе место после Далай-лам. Монастыри традиции Гелуг росли и процветали, и в них стали привлекаться ученики со всего Тибета.

Школа Гелуг приобрела значительное политическое влияние в 16-м столетии в результате того, что третий Далай-лама был обнаружен в Монголии. Сонам Гъятсо (1543 - 1588), который был признан лидерами школы Гелуг третьим Далай-ламой, был старшим сыном Алтан-хана, одного из самых могущественных монгольских военноначальников. Сильная связь между монгольскими ханами и школой Гелуг имела, таким образом, множество благоприятных политических аспектов.

После разгрома последнего правителя провинции Тсанг Гушри-ханом в 1642 г., последний назначил Нгаванга Лосанга Гъятсо (1617 - 1682), пятого Далай-ламу, духовным лидером Тибета. Это обеспечило будущее превосходство школы Гелуг. Пятый Далай-лама стал, таким образом, государственным деятелем и, одновременно, важной религиозной фигурой. Он закрепил правило согласно которому все будущие Далай-ламы признавались правителями Тибета. Это правило существовало вплоть до оккупации Тибета в 1959 г. китайской армией.

Помимо важного политического положения, в школе Гелуг во все времена существовали великие духовные лидеры и выдающиеся практики, продолжатели учения Цзонхавы. Среди них можно выделить Джамьянга Шайбу (1648 - 1721), написавшего выдающиеся трактаты по буддизму, а также его реинкарнацию Гёнчока Джикме Вангпо (1728 - 1791), известного как автора “Драгоценной Гирлянды Учений” и основополагающей работы об уровнях бодхисаттв и пяти буддийских путях “Представление Уровней и Путей, Прекрасное Украшение Трех Средств”.

Другими важными фигурами школы Гелуг также являются: Джанг Гъйа (1717 - 1786), написавший важные комментарии к “Большому Руководству Тезисов” (Джамьянг Шайба), и Пабонгка (1878 - 1941), прославленный ученый и участник дебатов, защищавший традицию Гелуг от различных нападок.

Сегодня традиция, основанная Цзонхавой, продолжается в монастырях, построенных в Индии, а также в Дхарма центрах, расположенных в Европе и Северной Америке.

Тибет не развивал никаких связей с китайской династией Мин (1386-1644). С другой стороны, Далай-лама, установивший власть над Тибетом с помощью монгольского покровителя в 1642 году, развивал тесные религиозные связи с императорами маньчжурской династии, которые завоевали Китай и установили династию Цин (1644-1911). Далай-лама согласился стать духовным учителем маньчжурского императора в обмен на покровительство и защиту. Эти отношения “священник-патрон” (известные под тибетским названием “чой-йон”), которые Далай-лама также поддерживал с некоторыми монгольскими и тибетскими князьями, были только формальной связью, существовавшей между тибетцами и маньчжурами во время правления династии Цин. Сами по себе они не влияли на независимость Тибета.

На политическом уровне некоторые могущественные маньчжурские императоры преуспели в оказании влияния на Тибет. Так, в период с 1720 по 1792 год император Канси и другие четырежды посылали в Тибет имперские войска для защиты Далай-ламы и тибетского народа от вторжений монголов и гурков, а также от внутренних беспорядков. Эти экспедиции предоставляли императору возможность влияния на Тибет. Он посылал представителей в столицу Тибета Лхасу, некоторые из которых успешно пользовались на благо императора своим влиянием на правительство Тибета, в частности в отношении развития иностранных отношений. Во времена расцвета правления маньчжуров, который длился несколько десятилетий, отношения не были похожи на те, что могут существовать между супердержавой и колонией или протекторатом. Тибет не был введен в империю маньчжуров, а тем более в Китай, и в основном поддерживал отношения с соседними государствами самостоятельно.

Влияние маньчжуров не продолжалось долго. Его уже практически не было, когда британцы стремительно вторглись в Лхасу и заключили двусторонний договор с Тибетом - Лхасскую конвенцию - в 1904 году. Несмотря на эту потерю влияния, имперское правительство в Пекине продолжало претендовать на некоторую власть над Тибетом, в частности в его международных отношениях, на власть, которую британское правительство окрестило “властью сюзерена” в своих переговорах с Пекином и Санкт-Петербургом. Имперские войска попытались заново утвердить реальное влияние в 1910 году, вторгшись в страну и заново заняв Лхасу. После революции в Китае в 1911 году и падения манджурской династии войска сдались тибетской армии и были репатриированы Китайско-Тибетским мирным соглашением. Далай-лама заново установил независимость Тибета внутри, опубликовав воззвание, и внешне, установив связи с иностранными правителями и заключив договор с Монголией.

Поворотным пунктом в истории Тибета стал 1949 год, когда Народно-освободительная армия КНР впервые проникла на территорию Тибета. После поражения маленькой тибетской армии и захвата половины страны китайское правительство в мае 1951 года навязало тибетскому правительству так называмое “Соглашение из 17 пунктов о мирном освобождении Тибета”. Поскольку оно было подписано под принуждением, по международным законам соглашение не имело юридической силы. Присутствие сорокатысячной армии в Тибете, угроза немедленной оккупации Лхасы и перспектива полного уничтожения Тибетского государства не оставляла тибетцам выбора.

В то время как открытое сопротивление Китаю росло, особенно в Восточном Тибете, китайские репрессии, которые включали разрушение храмов и аресты монахов и других общественных лидеров, нарастали с ужасающей быстротой. К 1959 году народные восстания пережили свою кульминацию в виде массовых демонстраций в Лхасе. Тогда Китай подавил восстание, 87 тысяч тибетцев были убиты только в районе Лхасы, а Далай-лама бежал в Индию, где и находится его нынешняя резиденция вместе с Правительством Тибета в эмиграции.

В 1963 году Далай-лама провозгласил Конституцию демократического Тибета. Она была воплощена в жизнь в соответствии с ограниченными возможностями эмигрантского правительства.

Тем временем, религиозные преследования в Тибете, последовательные нарушения прав человека и массовое разрушение религиозных и исторических памятников оккупационными властями не смогли разрушить дух тибетского народа, протестующего против разрушения его национального самосознания. 1,2 миллиона тибетцев (около одной шестой населения Тибета) лишились жизни в результате китайской оккупации. Однако новое поколение тибетцев, кажется, настолько же решительно, как и старое, желает восстановить независимость страны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

 
Пишем работу самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.