Реферат по предмету "Право"

Course-Work.ru Классификация норм права , ВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ НОРМА И ЕЕ СТРУКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 0. Понятие правовой нормы...
Узнать цену дипломной по вашей теме


Реферат Классификация норм права

ВВЕДЕНИЕ 1 ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ НОРМА И ЕЕ СТРУКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 0. Понятие правовой нормы 0. Структура правовой нормы 9 ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА 0. Способы изложения правовой нормы 13 0.0.

Классификация норм права 14 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22 БИБЛИОГРАФИЯ 25 Приложение 27 ВВЕДЕНИЕ Проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории нрава, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического осмысления правовой действительности. Классификация норм права преследует несколько целей выявить их регулятивные свойства, определить место

различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Таким образом вопрос о классификации норм права это в т.ч. и вопрос о структуре юридической нормы т.е. о ее строении. Структура - это категория системного подхода и под ней понимаются целесообразные связи между элементами в системе. Однако наряду со структурой в любой системе имеется и другая сторона - состав, то есть совокупность необходимых и достаточных элементов которые структура как раз и связывает.

Поэтому для того, чтобы раскрыть строение какого-либо целостного объекта системы, следует говорить как о структуре способе связи элементов в объекте, так и о составе - самих элементах. Хотя традиционно в юридической литературе вопрос о строении нормы права ставится именно как вопрос об ее структуре. Юридическая норма, будучи исходной единицей элементом анализа классификации, в свою очередь также представляет собой систему мини-систему, в которой могут быть найдены свои элементы и

свои связи между элементами. Как отмечает В.Н. Протасов Здесь надо заметить, что проблематика строения нормы права относится, по существу, лишь к тем нормам, которые непосредственно регулируют поведение, то есть к предоставительно-обязывающим нормам. В литературе этот момент практически не учитывается. А ведь в системе права есть и другие виды норм. Например, нормы-дефиниции, нормы-принципы и др

Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы М 0000. C 00-00. По давней традиции в норме права выделяют три элемента, которые носят названия гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотезой называют ту часть нормы, которая указывает на условия вступления нормы в действие дает описание юридических фактов. Диспозиция - это та часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, то есть

на юридические права и обязанности, возникающие у субъектов С.С. Алексеев Алексеев С.С. Теория права М. Издательство БЕК, 0000. С 00 Санкция - та часть нормы, которая указывает на меры правового принуждения, следующие за нарушение диспозиции, и словесная схема такого подхода выглядит следующим образом если то а в противном случае Право на существование имеют и другие подходы к строению юридической нормы.

Ведь для того, чтобы возникло изменилось, прекратилось правоотношение, достаточно двух элементов а указания на определенные юридически значимые обстоятельства б указания на те правовые последствия, которые эти обстоятельства вызывают. Поэтому если задача анализа текста нормативно-правового акта, с целью его классификации, ограничивается выяснением правовых последствий, которые вызывают те или иные юридические факты, то достаточно двухэлементной конструкции правовой нормы по схеме если то

Таким образом, цель работы состоит в решении проблемы классификации норм права т.е. с учетом обозначенных отличий и разных способов изложения норм права отыскать все элементы и связи юридической нормы и представить ее в системе норм права. Исходя из цели курсовой работы необходимо решить ряд задач. В первой главе рассмотреть терминологическое определение - правовая норма, через определение ее понятия, изучить принципы ее структуры как элемента классификации правовых норм в российском законодательстве.

Во второй главе выделить способы изложения правовой нормы, провести классификацию норм права. В заключении - подвести общий итог проделанной работы, на основании выделенной проблематики, избранного метода исследования, проделанной работы. В приложении поострить ряд схем иллюстрирующих классификации норм права. ГЛАВА I. ПРАВОВАЯ НОРМА И ЕЕ СТРУКТУРА КАК ЭЛЕМЕНТЫ КЛАССИФИКАЦИИ ПРАВОВЫХ НОРМ В РОССИЙСКОМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ 0. Понятие правовой нормы Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом. Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные

признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом. Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить. Как отмечает В.Н. Протасов Никакое государственно-организованное общество не может обойтись без норм

права. Их полное научное определение предполагает выяснение присущих норме права специфических признаков свойств Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы М 0000. C 00-00. Действительно с этим необходимо согласиться т.к. Во-первых, норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существенные черты поведения, т. е. рассматривает его как вид общественного отношения.

Эти признаки, включенные в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализации. Нормы права содержат указания на существенные признаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, которые государство намерено подвергнуть правовому регулированию. Во-вторых, норма права является повелительным предписанием независимо от того, каков его характер запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства

так как оно им установлено, то предусмотрены и меры, принуждающие к его исполнению. В-третьих, норма права представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом методы регулирования совершенно несхожи, как и сами отношения. В этот метод включаются обстоятельства, при которых применяется норма круг участников отношений, регулируемых этой нормой взаимные права и обязанности санкции за невыполнение обязанностей.

В-четвертых, норма права - общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей общества в целом как возможных или реальных участников конкретного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчитана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная модель поведения предполагает ее неоднократное

действие, а следовательно, и захватить в поле своего притяжения она может потенциально каждого члена общества. В-пятых, абстрактность нормы права вовсе не означает неопределенности ее содержания. Как раз наоборот, норма права потому и является таковой, что содержит вполне конкретное правило поведения. Например, ст. 00 ГК РФ определяет, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий бездействия государственных органов, органов местного самоуправления или должностных

лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующими субъектами федерации или муниципальным образованием. Здесь типичный пример нормы права с полным и точным указанием признаков правила поведения. Каждый индивидуальный случай причинения убытков гражданину или юридическому лицу подпадает под действие

этой нормы, т. е. она регулирует все повторяющиеся индивидуальные отношения данного вида. Благодаря тому, что она постоянно воздействует на этот вид отношений, ее требования реализуются всеми как обязательные для каждого, кто причастен к возмещению убытков. Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается однократной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи.

В силу этого норма права - общее и общеобязательное правило поведения. В-шестых, содержание правовой нормы определяется объективной природой того вида общественных отношений, упорядочить которые она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориентации государства и других факторов. Норма права - это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и

государства, многообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма права является научным, объективно обоснованным предписанием - моделью общественного отношения, отражающей интересы общества в развитии данного отношения. Общий характер нормы права не вытекает из ее собственной природы. Общее в праве в конечном счете есть отражение того реального общего, которое объективно существует

в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида. В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их истинность упорядочивается их структура и система в целом. Первый путь характеризуется тенденцией ко все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост эффективности действия норм права как регуляторов общественных

отношений. Поэтому совершенствовать необходимо весь комплекс норм - обязывающих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздействия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы. Основными условиями, позволяющими добиваться совершенствования норм права, являются точное отражение в правовых предписаниях закономерностей развития государственно-правовой надстройки соответствие норм

права требованиям морали и правосознания соблюдение требований системности непротиворечивости и других закономерностей действующей системы права в ходе принятия новых норм учет в процессе нормотворчества общих принципов регулирования и управления общественными процессами. Подведем краткие итоги - норма права может быть определена в качестве исходящего от государства и охраняемого им общеобязательного правила поведения, которое закрепляет за участниками общественного отношения данного

вида юридические права и налагает на них юридические обязанности - правовая норма является общим правилом поведения, т. е. его образцом, эталоном - правовая норма - правило абстрактного, обобщенного характера, первичный элемент права как системы - правовая норма - государственно-властное предписание - правовая норма - явление широкое, многоплановое и в то же время конкретное по содержанию. 0.0. Структура правовой нормы Как отмечалось во введении правовая норма отличается единством, целостностью,

неделимостью. Для нее характерна особая структура, т. е, специфическая компоновка содержания, связь и соотношение ее элементов. При анализе структуры нормы права следует исходить из философского понимания этой категории. Под структурой понимается строение и внутренняя форма организации системы, выражающая как единство взаимосвязей между ее элементами, так и законы данных взаимосвязей. Будучи составной частью более широкой проблемы, вопрос о структуре правовой нормы имеет свое, вполне

самостоятельное значение. Как отмечает С. С. Алексеев это микроструктура права, в которой, в отличие от макроструктуры - подразделения права на отрасли и институты системы права, не столь зримо и рельефно обнаруживаются социально-политические особенности правового регулирования. В то же время в структуре нормы проявляются те специфические функции, которые они выполняют как первичное звено структуры права обеспечение конкретизированной, детальной, точной и определенной нормативной регламентации

общественных отношений Алексеев С.С. Теория права. -М. Издательство БЕК, 0000. С 00. Действительно структура нормы права оформляет ее внутреннее содержание. Норма права сможет выполнить свою роль регулятора общественных отношений, если будет способна реагировать на условия реальной жизни, в которых эти отношения формируются, учитывать их свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно. В норме должна быть предусмотрена и принудительная

реализация предписания, иначе она будет не нормой, а пожеланием. Поэтому норма права представляет собой единство элементов-предписаний, выполняющих все указанные выше функции. Традиционно считается, что в структуру правовой нормы входит три элемента Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы М 0000. C 00-00 гипотеза - указание конкретных фактических жизненных обстоятельств

события, действия людей, совокупность действий, т. е. фактические составы, при которых данная норма вступает в действие диспозиция - сердцевина нормы права, т. е. указание на правило правила поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе санкция - вид и мера возможного наказания кары, если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершенные рекомендуемые действия. Поэтому назначение санкции - побудить субъектов действовать

в соответствии с предписаниями нормы права. Содержание нормы права едино, ее элементы не изолированы, а составляют целое, в котором гипотеза, диспозиция и санкция предполагают друг друга, вытекают одна из другой. Структура нормы права - это и есть связь между ее элементами, или, точнее, способ связи, который состоит, в общем, и государственно-обязательном характере нормы права. Иначе говоря, гипотеза обязательно связана с диспозицией, а последняя - с санкцией, и наоборот.

На первый взгляд может показаться, что многие нормы права санкций непосредственно не содержат. Такие нормы имеются в государственном, административном, земельном, процессуальном и некоторых других отраслях права. Но тем не менее за ними стоит возможность государственного принуждения. Обычно санкцию следует искать в нормах административного, а в некоторых случаях - уголовного права, потому что эти отрасли как бы специализируются на регулировании ответственности за нарушение установленного

государством порядка во многих сферах общественной жизни. Если следователь или судья нарушили порядок производства по делу, то будут применены санкции норм административного, а не процессуального права. Если совершены правонарушения, предусмотренные нормами земельного права, то применяются санкции норм административного, а в некоторых случаях и уголовного права. Причины такого структурного расчленения норм права коренятся в его системном характере, зависят от

способа изложения нормы права в статье нормативно-правового акта. Когда утверждают, что санкция - не обязательный элемент правовой нормы, то, no-существу, путают разные вещи. Нельзя смешивать вопрос о добровольном и сознательном исполнении норм права большинством членов общества с вопросом о принудительно-обязательном характере каждой нормы, о предусмотренной в ней возможности государственного принуждения. Проблема структуры нормы права относится к числу дискуссионных, как отмечает

В.Н. Протасов Мнения правоведов разделились одна группа авторов П. Е. Недбайло, В. М. Горшенев и др. полагает, что норма права имеет три элемента, другая Н. П. Томашевский, А. Ф. Черданцев придерживается двучленной схемы Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы М 0000. C 00-00. С.С. Алексеев предлагает четко разграничить логические нормы и нормы-

предписания. Если логическая норма содержит три элемента, то норма-предписание - два или гипотезу и диспозицию, или гипотезу и санкцию. На наш взгляд, трехчленная структура нормы права - объективная реальность, внутренне присущее ей свойство Алексеев С.С. Теория права. -М. Издательство БЕК, 0000. С 00 . Однако предпринимаются попытки и дальнейшей дифференциации ее элементов. Так, А. Г. Братко при анализе запретов выделяет в них не три, а четыре элемента, так как, по его мнению,

гипотеза содержит два элемента гипотезу диспозиции т. е, гипотезу запрета и гипотезу санкции. В итоге структура запрещающей нормы такова условия применения запрета - запрет - условия применения санкции - санкция. ГЛАВА II. КЛАССИФИКАЦИЯ НОРМ ПРАВА 0.0. Способы изложения правовой нормы Способы изложения элементов нормы права в статьях нормативно-правовых актов различны, однако она сохраняет свою логическую структуру.

В наиболее общем виде все многообразие этих способов может быть сведено к следующим вариантам - одна статья нормативного акта содержит лишь часть нормы права или даже часть одного из элементов нормы права, либо наоборот норма права содержится в нескольких статьях акта актов - одна статья содержит несколько непосредственно связанных между собой норм права, или наоборот норма права содержится в части статьи - одна статья содержит гипотезу или диспозицию, общую для многих непосредственно связанных между собой

норм права, т. е. является как бы вынесенной за скобки, общей частью для таких норм соответственно диспозиций или санкций - одна статья содержит несколько гипотез или несколько диспозиций непосредственно связанных между собой норм - одна статья содержит гипотезу и диспозицию, так называемую усеченную норму, а санкции выделены в отдельную статью. Правотворческий орган руководствуется необходимостью обеспечить нормам права вид логически стройной системы и подчиняет ей язык нормативно-правовых актов.

Это ставит перед ним ряд специальных задач придать нормам права вид логического развертывания от одной нормы к другой, как движение от общего к конкретному избежать повторений в различных нормах права одних и тех же юридически значимых положений добиться логической ясности языка нормативного акта, выразить норму права наиболее экономными средствами исключить самоочевидные и общеизвестные в силу массового социального опыта людей условия, факты и положения.

Решение этих задач - постоянно действующий фактор, который объясняет несовпадение статьи нормативного акта и нормы права. Сошлемся на ст. 00 и 00 УК РФ, которые гласят, что уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного Уголовным кодексом, а виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Данное предписание нужно рассматривать двояко как диспозицию с запретительным содержанием нельзя подвергать

уголовному наказанию а юридическое лицо б физическое лицо невиновное, невменяемое и не достигшее возраста, установленного УК РФ, а также как общую гипотезу для многих норм, содержащихся в Кодексе, ибо нет надобности каждый раз повторять это общее для всей данной отрасли права условие. Законодательству на современном этапе присуща дифференциация и интеграция норм права, причем последняя превалирует, чем обусловлен рост удельного веса статей, содержащих общие положения, значимые для многих

норм права. Часть нормы права, которая содержится в статье нормативно-правового акта, принято называть нормативным предписанием Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы М 0000. C 00-00. Таким образом несмотря на дискуссионность вопроса, можно утверждать, что логическая структура правовой нормы содержит три элемента гипотезу, диспозицию, санкцию.

0.0. Классификация норм права Переходя к непосредственному освещению темы работы отметим, что проблема классификации юридических норм, как и многие другие вопросы теории нрава, по своему характеру такова, что ее подлинно научное решение возможно лишь в том случае, если исходить из выводов, полученных в результате философского общесоциологического осмысления правовой действительности. Классификация норм права преследует несколько целей выявить их регулятивные свойства, определить место

различных норм в механизме правового регулирования, установить системные свойства норм, их взаимосвязь. Наиболее общими основаниями классификации является их деление по следующим признакам. По отраслевой принадлежности, т. е. по предмету и методу правового регулирования, все нормы классифицируются по институтам и отраслям права. В соответствии с этими объективными различиями законодатель издает кодифицированные акты, формируя тем самым отрасли законодательства, соответствующие отраслям права нормы государственного

права, нормы гражданского права, нормы административного права, нормы уголовного права, семейного права и т. д. По юридической силе, т. е. по актам, в которых нормы права содержатся, они делятся на нормы закона и нормы подзаконных актов, причем по этому признаку возможна дальнейшая более детальная классификация, отмечакт В.Н. Протасов Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы

М 0000. C 00-00. По степени общности содержания нормы права делятся на нормы-принципы, общие и конкретные нормы. Первые не содержат явно выраженных элементов норм права, они являются результатом нормативных обобщений, выражают социальное содержание всех норм права данной группы. В некоторых отраслях права нормы-принципы позволяют непосредственно регулировать отношения, не указанные конкретными нормами. Так, принципы гражданского права являются непосредственным основанием для применения

аналогии права. В отличие от норм-принципов общие нормы - это правила, конкретизирующиеся в других нормах. Так, положение ч. 0 ст. 000 ГК РФ, содержащей понятие обязательства и основания его возникновения, служит общей диспозицией ко многим другим нормам, регулирующим различные виды обязательств, а ч. 0 этой же статьи, устанавливающая, что обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе это общая норма, т. е. гипотеза, для многих последующих.

Общей нормой является и ст. 00 УК РФ, определяющая виды наказаний, применяемые к лицам, совершившим преступления. Среди общих норм ведущее значение принадлежит конституционным нормам. Близким к делению норм по степени формальной определенности степени общности является их членение по формальным признакам на нормы закона и нормы подзаконных актов. В литературе высказано справедливое суждение, что законодательные нормы по своей структурной организации

наиболее развиты. По степени обобщения они делятся на конституционные, кодифицированные и отдельные. По характеру или составу предписываемых правил поведения форме регулирования правовые нормы могут быть обязывающими предписывают совершение содержащихся в норме действий управомочивающими дозволяют или разрешают совершение содержащихся в норме действий запрещающими предписывают воздержание от содержащихся в норме действий, т. е. косвенно указывают на правило поведения.

Эти виды норм свойственны различным отраслям права. Первые две группы - специфически регулятивные в позитивном смысле. В административном, природоохранительном, уголовно-исполнительном и других отраслях права преимущественное место занимают обязывающие нормы, в гражданском же - управомочивающие. Но нет таких отраслей права, содержание которых исчерпывалось бы одной группой норм.

Даже в уголовном праве - системе запрещающих норм как необходимый компонент присутствуют обязывающие нормы общей части, а нормы о необходимой обороне я крайней необходимости являться управомочивающими. Нельзя сказать, что запрещающие нормы обязывают не совершать они запрещают совершать. Специфика запрещающих норм состоит в том, что они формулируются как полудиспозиции, т. с. прямо не устанавливают правил позитивного поведения что характерно для обязывающих и управомочивающих норм.

Они указывают лишь на запрещаемые действия, которые нельзя совершать, и тем самым диктуют правила поведения. Поэтому в запрещающих нормах нет прямо выраженных диспозиций. Статьи Уголовного кодекса, содержащие уголовно наказуемые деяния, представляют собой гипотезы, которые слились с диспозициями. Но если брать их вместе с положениями общей части, то характер диспозиций-запретов вырисовывается полностью. Особенности уголовного закона сводятся к тому, что запрет в нем словесно не

сформулирован, но в силу своей общеизвестности он логически предполагается. Например, уголовное наказание за хищение собственности означает запрещаемое действие. Как должен вести себя субъект, какие ему следует избирать установки, каким образом сориентироваться в общественной практике - он должен решить сам. Анализируя социальную природу норм права, приходим к выводу о ведущей роли дозволений, так как они предполагают установленные государством обязывания и запреты.

Это значит, что все способы регулирования составляют единую систему, причем изменения в одной из норм права обязательно влекут корректировку других. В социальном плане доминирующий элемент правовой нормы состоит в том, что она что-либо предписывает, запрещает или разрешает. Если предписывающая определенное поведение норма одновременно что-то запрещает или разрешает, наиболее существенным в ней все же является то, что она предписывает.

Этот доминирующий элемент правовой нормы всегда определяется. Можно выделить два смысла разрешения в рамках обязывающих или запрещающих норм в управомочивающей норме. Очевидна условность деления норм права на указанные виды. В процессе их реализации субъекты всегда соотносятся друг с другом как носители прав и обязанностей. Без такой связи нормы права неосуществимы. Однако это деление имеет и политический, и правовой смысл.

Оно дает возможность выяснить, на чем сделан акцент в поведенческой направленности нормы. Отсюда реальность существования обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм. Нельзя переходить объективных границ этого разграничения. В административном праве доминируют обязывающие нормы в гражданском, семейном, трудовом, земельном и ряде других регулятивных отраслей - управомочивающие в уголовном - запрещающие.

Большинство норм уголовно-исполнительного законодательства - обязывающие, однако немало и запрещающих большую часть права осужденных составляют управомочивающие нормы. Для обязывающих и запрещающих норм характерна тесная взаимосвязь, переход одних в другие. Правомочия юридических лиц по гражданскому праву - это в то же время и обязанности их руководителей по административному праву. Нередко обязывание и правомочие как формы регулирования сливаются в одной

и той же норме. В законодательстве, в различных его отраслях довольно часто употребляются такие смысловые обороты как правило, не разрешается, как правило, может быть разрешено, в исключительных случаях, как правило, должно быть и т. д. Подобные технические приемы позволяют охватить нормами права разнообразные отклонения от общих правил, которые невозможно заранее предвидеть во всех деталях. Тем самым расширяются границы правового воздействия, обеспечивается его гибкость в различных ситуациях.

И все же такое соединение регулятивных форм следует отнести скорее к недостаткам, чем к положительным свойствам. Здесь открываются широкие возможности для их свободного толкования специальными субъектами, исполняющими нормы, так как смысловое содержание подобных оборотов крайне неопределенно. Какой случай считать исключительным, а какой нет - неизвестно. Однако не следует в этих технических приемах видеть промах законодателя.

Компетентные органы сознательно идут на их использование в законодательной практике, так как рассчитывают на юридическую квалификацию, достаточно высокий уровень общей и правовой культуры тех, кто непосредственно причастен к реализации соответствующих норм. Иначе говоря, право не может постоянно оставаться в одних и тех же очерченных, традиционных формах выражения своих норм. Эти формы необходимо обогащать. Обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы в свою очередь могут

быть классифицированы и по другим основаниям. Так, запреты подразделяют по сферам общественной жизни - на социально-экономические, политические, личные по функциональному назначению - на запреты в широком и узком смысле по характеру и объему правового материала - на информативные и элементарные по степени определенности - на абсолютные и относительные и т. д. Праву свойственна особая разновидность норм, отмечает

В.Н. Протасов, исходящих от государственных органов, но имеющих рекомендательный характер. Ученые по-разному оценивают их природу. Одни определенно считают их нормами права Л. С. Явич, П. Е. Недбайло, другие столь же категорично относят их к промежуточной стадии, определенному этапу в создании нормы Н. Г. Александров и др Наконец, есть и более сдержанные суждения, исключающие крайности в оценке рекомендательных норм. Так, А. В.

Мицкевич считает, что в рекомендациях, как правило, сочетается метод общественного регулирования с правовыми формами воздействия государства на общественные отношения. Такие рекомендации одновременно устанавливают юридические обязанности по отношению, например, к органам местного самоуправления о соблюдении предоставляемых прав. Это и позволяет считать рекомендации нормами правовыми, управомочивающими, в конечном счете обеспеченными

правовыми санкциями Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы М 0000. C 00-00. По степени активизации социально полезной деятельности субъектов нормы права условно можно делить на обычные и поощрительные, В принципе все они поощряют такую деятельность, но выделение поощрительных норм целесообразно потому, что они чаще всего специально направлены на стимулирование

правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это - благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования женщина, имеющая пятерых и более детей, обладает правом на пенсию при достижении 00-летнего возраста. Поощрительные нормы имеют четко выраженную элементную структуру, причем диспозицией является поощрение, т. е. возможность получить различные материальные, духовные блага.

Поощрительные нормы - это разновидность управомочивающих либо обязывающих норм. Диапазон их действия в праве все более расширяется, причем нередко они касаются обычного исполнения обязанностей. Это побуждает ряд ученых усматривать в поощрениях не особые нормы права, а лишь поощрительные санкции к действующим нормам. Этот термин является метафорой, отходом от обычного понимания санкции в юридическом смысле, перенесением в право общесоциологического понимания санкции как ответной реакции

на чье-либо действие, что само по себе интересно. Поощрительные нормы следует считать нормами права, но выступающими не как правила поведения, а как государственный призыв к определенному поведению. При наступлении соответствующих условий у компетентного органа возникает не только право, но иногда и обязанность поощрять. По способам установления правил нормы делятся на категорические и диспозитивные. Первые формулируют определенное правило поведения, исключают какой-либо выбор, хотя могут устанавливать

как запрет, так и обязывать либо дозволять вторые предоставляют субъектам самим определять конкретное содержание своих прав и обязанностей и устанавливает правило на случай, если субъекты не воспользовались своим правомочием. Например, ч. 0 ст. 000 ГК РФ определяет, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. По техническим приемам нормы права делятся на определенные, бланкетные и отсылочные.

Определенные непосредственно описывают правило поведения в статье, в которой она излагается. Бланкетные делают отсылку в самом общем виде к нормативно-правовому акту в целом или к его части. Отсылочные имеют ссылку на правило поведения, содержащееся в конкретных статьях данного нормативно-правового акта например, ст. 000 УК РФ. По непосредственному предмету воздействия правовые нормы можно классифицировать на социально-технические и социальные.

Социально-технические регулируют использование человеком технических средств, сил природы правила эксплуатации технических средств, технологические режимы, стандарты, нормы расхода сырья, нормы в сфере охраны природы и т. д Будучи утвержденными компетентными органами, они становятся юридически обязательными и тем самым выступают регуляторами отношений между людьми. Социальные регулируют общественные отношения, субъектами которых являются люди, их коллективы, организации и т. п.

В заключении отметим, что классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог проделанного в курсовой работе исследования заключим Правовая норма - это исходный элемент, своего рода кирпичик Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы М 0000. C 00-00, из которых построено все право.

Объективное право и правовая норма соотносятся как целое и его часть, а точнее - как система и ее элемент. При этом, разумеется, нельзя ставить знак равенства между свойствами права в целом и свойствами ее элемента - правовой нормы так же как, например, свойства и качества дома не могут быть сведены к качествам и свойствам элементов, из которых он состоит. Свойства качества, признаки правовой нормы определяются двумя началами а принадлежностью правовых норм к нормам социальным б юридической природой норм права.

Принадлежность к социальным нормам обусловливает следующие качества юридической нормы 0. Она есть правило поведения людей в обществе. 0. Обладает качеством нормативности - является типовым масштабом эталоном, образцом поведения а круг адресатов определен типовыми признаками возраст, вменяемость и т. п. б рассчитана на неограниченное число однотипных случаев в вступает в действие периодически всякий раз, когда возникает ситуация, предусмотренная в гипотезе.

Юридическая природа правовых норм определяет их следующие специфические признаки 0. Норма права непосредственно исходит от государства или санкционируется им. 0. Представляет собой государственно-властное веление. 0. Охраняется силой государства, возможностью реализации на основе государственного принуждения. 0. Норма права - общеобязательное правило поведения она обязательна для всех тех лиц, которые являются

ее адресатами независимо от их общественного положения, субъективного отношения к юридическим предписаниям и т. п 0. Норма права обладает качеством формальной определенности а с точки зрения внутренней организации внутренней формы она должна быть точным, конкретным предписанием б в плане внешней формы она должна содержаться в официальных источниках формах права в нормативно-правовых актах и др 0. Действует как интеллектуально-волевой регулятор поведения.

Здесь имеется два аспекта. Первый связан с самим механизмом действия правовых норм правовые нормы могут регулировать поведение людей, только будучи осознаны ими интеллектуальный момент и через воздействие на их волю своим властным содержанием волевой момент. Другой аспект волевого характера правовой нормы состоит в том, что она, как и право в целом, выражает государственную волю. 0. Нормы права, которые непосредственно регулируют поведение а таких норм большинство,

имеют предоставительно-обязывающий характер, то есть действуют через предоставление субъектам права юридических прав и возложение на них юридических обязанностей. Правовые нормы делятся на виды по различным основаниям. Первая и наиболее очевидная классификация - в зависимости от принадлежности правовой нормы к той или иной отрасли права гражданско-правовые нормы, административно-правовые нормы, нормы трудового права

и т. д. В зависимости от функций права юридические нормы можно поделить на регулятивные и охранительные. Регулятивные нормы обеспечивают позитивное регулирование поведения, а охранительные - их защиту в случае нарушения. По характеру изложения в нормативно-правовом акте они делятся на управомочиваюшие, обязывающие и запрещающие. Это деление достаточно условно, ибо любая правовая норма, непосредственно регулирующая поведение, имеет предоставительно-обязывающий характер.

В системе права можно выделить группу специальных специализированных норм, которые сами непосредственно не регулируют поведение, но помогают в этом другим нормам через системные связи права. К таким нормам относятся а общие нормы например, устанавливающие общие условия исполнения обязательств, нормы о правосубъектности б дефинитивные нормы-дефиниции, формулирующие законодательные определения понятий понятие преступления, понятие юридического лица и др. в декларативные нормы-принципы г оперативные,

которые отменяют нормы права, распространяют их действие на новые сферы, продлевают их действие и т.д. д коллизионные, которые призваны решать коллизии между нормами права, их столкновения, то есть регулировать выбор между нормами. По сфере действия юридические нормы подразделяются на общие и местные. По времени действия - на общие установленные на неопределенный срок и временные действующие лишь на определенном отрезке времени. По степени свободы воли адресатов - на императивные и диспозитивные.

Первые содержат категорические предписания, которые не оставляют места усмотрению сторон. Вторые действуют постольку, поскольку иное не установлено соглашением сторон. По юридической силе - на нормы закона и нормы подзаконных актов. Основные моменты приведенной классификации сведены в графическую форму, см. Приложение 0. БИБЛИОГРАФИЯ Нормативные акты 1. Конституция

Российской Федерации от 00.00.0000 РГ. -0000. -000. -00 дек. Литература 2. Актуальные проблемы гражданского права Сборник статей. Вып. 0. Брагинский М.И ред. Норма.0000. 3. Александров Н. Г. Правовые и производственные отношения в социалистическом обществе. Вопросы философии, 0000 0. 4. Алексеев С.С. Общая теория права

В 0-х т Т. 0 М 0000. 5. Алексеев С.С. Теория права М. Издательство БЕК, 0000. 6. Братко А. Г. Запреты в советском праве. Саратов, 0000. 7. Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре 8. Иванова 0. Д. Запрещающие нормы в механизме правового регулирования. Сов. государство и право, 0000, 00. 9. Комиссарова

К. И. Судебное усмотрение в советском гражданском процессе. Сов. государство и право, 0000. 0. 10. Лунц Л.А. Международное частное право. М 0000. 11. Недбайло П. Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм. Советское государство и право. 0000 0 12. Недбайло П.Е. Советские социалистические правовые нормы. Львов.

0000. 13. Осипов Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права Проблемы применения норм гражданского процессуального права Свердловск, 0000 С.00-00. 14. Протасов В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства Вопросы и ответы М 0000. 15. Самигуллин В.К. Локальные нормы в советском праве.

Автореф. канд. дисс. Свердловск. 0000. 16. Теория права и государства Лекции в тезисах, определениях и блок-схемах.Учебное пособие Жаркой М.Э Кривачев А.А. Книга-сервис.0000. Приложение 0 КЛАССИФИКАЦИИ НОРМ ПРАВА 6 схем, 3 листа



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

 
Пишем работу самостоятельно:
! Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.