Реферат по предмету "Право"

Course-Work.ru Сущность государства, общесоциальные и классовые начала , Курсовая работа по теории государства и права Тема: Сущность государства, общесоциальные и классовые начала. Введение В моей курсовой работе я...
Узнать цену дипломной по вашей теме


Реферат Сущность государства, общесоциальные и классовые начала

Курсовая работа по теории государства и права Тема: Сущность государства, общесоциальные и классовые начала. Введение В моей курсовой работе я хотел бы осветить тему «Сущность государства». По моему глубокому убеждению, эта тема всегда будет занимать актуальную позицию, и не только в нашей стране, но и во всех других мировых государствах. «Сущность государства» — это очень широкая по своей

сути тема. Её необходимо осветить и раскрыть как можно красочнее и подробнее, что я и попытаюсь осуществить. Дело в том, что сейчас эта, с позволения сказать, «проблема» очень актуальна именно в нашей стране, т. к. наше государство теряет свой престиж и преимущество перед другими державами (США, Англия, Германия и др. страны НАТО). Поэтому нашему народу нужно общими усилиями добиваться того, чтобы наше государство стало сильным и перестало зависеть от других.

В большинстве изданных в прошлые годы работ, посвященных государству, его сущность рассматривается однозначно с клас¬совых позиций — как орудие неограниченной власти, диктатуры господствующего класса. Напротив, в западных теориях госу¬дарство показано как надклассовое образование, инструмент примирения классовых социальных противоречий, представляю¬щий интересы всего общества. В дальнейшем, в этой работе, я попытаюсь провести анализ подходов при рассмотрения сущности государства.

Но перед тем как перейти к непосредственному рассмотрению сущности государства, я остановлюсь на самом понятии государства. Что же такое государство? Понятие государства Государство - явление историческое. В первобытном обществе не было не государства, ни какой-либо политической системы. Возникавшие проблемы, в том числе противоречия между членами общества, решались, как правило, силой авторитета вождей, общественного мнения, привычек.

Однако развитие общества стало все больше требовать однозначного решения так называемых общих дел (например, защиты от внешних врагов, охраны собственности). Осуществление этих функций без специально созданных органов управления было невозможным. Одновременно возникали новые социальные группы (слои, классы) со своими специфическими интересами и потребностями. Появилась частная собственность. В результате возникла потребность в создании эффективного механизма регулирования взаимоотношений между

различными общественными группами классами, а также в защите частной и коллективной собственности. Эти и ряд других обстоятельств послужили причинами возникновения особой регулирующей и охранительной структуры общества, получившей название «государство». Часто государство понимается в самом широком смысле слова как общность людей, объединенных общими интересами и властью и проживающих на определенной территории.

В контексте политической системы государство рассматривается в узком смысле слова как основной субъект осуществления власти в обществе. Итак, Государство есть основной институт политической системы общества, осуществляющий управление обществом, охрану его политической и социальной структуры на основе права с помощью специального механизма (аппарата). Государство возникает тогда, когда развития экономики достигают определенного уровня. Осветив понятие государства, стоит рассказать о его признак, ведь именно исходя

из признаков дается понятие. Государство отличается от первобытной организации по следующим признакам: Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству. Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем: • если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая

власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса; • реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение; • обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения. Основные признаки, отличающие государство от других организаций современного общества. Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков: • государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого

им по признаку гражданства; • государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти; • Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической силой и содержащие нормы права. Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных

подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество –исключительная прерогатива государства. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных

придатков), необходимых для выполнения его задач и функций. Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения. Функционирование этого специально созданного государственного механизма, необходимым

образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых с учётом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять. • государство –единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка. Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности,

обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность. • один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право без

государства. Государственная власть может осуществляться только в форме, установленной законом. В данном случае действует принцип “можно только то, что прямо предусмотрено законом”. Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим

внешним проявлениям. Понятие государства включает в себя характеристику его сущности. Сущность государства – смысл, главное, глубинное в нём, что определяет его содержание, закономерности в его развитии, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, её принадлежность, назначение и функционирование в обществе. Иными словами вопрос о сущности государства – это вопрос о том, кому принадлежит государственная власть,

кто её осуществляет и в чьих интересах. Вот почему данная проблема является остродискуссионной. Марксизм научно обосновал, что политическая власть является одновременно и важнейшим признаком государства, и основным содержанием его сущности. Государство по своей сущности есть организация политической власти общества. Вместе с тем возникшее полтора века назад марксистское понимание государства, которое более 70 лет воспринималось советским обществоведением как единственно правильное и незыблемое, с учётом исторического

опыта и современного уровня научных знаний нуждается в критическом переосмыслении и уточнении. В частности, следует признать ошибочно предпринятую в советской юридической, философской и политологической литературе трактовку государства исключительно с позиций классиков марксизма, рассчитанных на государство в обществе, разделённом на антагонистические классы. Именно применительно к такому обществу они рассматривали государство как организацию политической власти

экономически господствующего класса, орудие его диктатуры. “Политическая власть в собственном смысле слова, – писали К. Маркс и Ф. Энгельс, – это организованное насилие одного класса для подавления другого” . “Государство, – утверждал Ф. Энгельс, – есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим” . Вслед за Энгельсом В.И. Ленин также видел в государстве машину “для поддержания господства одного класса над другим” . “Государство, – считал он, – есть орган господства определённого класса,

который не может быть примерён со своим антиподом (с противоположным ему классом”) . Такой подход обеднял и в известной мере искажал представления о государстве, содержал упрощённое, одностороннее понимание его сущности и социального назначения, ориентировал на приоритет принудительной, насильственной стороны данного явления, на обострение классовых противоречий и борьбы внутри отдельных стран и на международной арене. Важно заметить, что рассматриваемый подход к трактовке государства необоснованно отвергал идеалистические

и ненаучные многочисленные немарксистские учения о государстве. Так, сторонники теории элит, получившей распространение в ХХ в считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественными делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества – элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая. К теории элит примыкает и во многом с ней созвучна технократическая

теория. Названные теории не лишены определённых достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа. Многочисленные приверженцы демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа. Несмотря на разнообразие и особенности этих учений, в большинстве своём сходятся в понимании государства

как института социального компромисса и достижения общего блага. Одним из спорных вопросов теории государства и права является вопрос о соотношении в природе государства классовых и общесоциальных начал. Государство, как это было показано выше, возникает тогда, когда развитие экономики достигает опреде¬ленного уровня, при котором становится объективно невыгодной существовавшая на протяжении многих тысячелетий система уравнительного распределения общественного продукта, и для

дальнейшего развития общества становится необходимым выде¬ление определенного элитарного слоя, занимающегося управле¬нием: либо в сфере политической (в «восточном» обществе), либо в политической и экономической сферах (в Европе). Это привело к социальному расслоению общества, к тому, что власть, ранее принадлежавшая всем его членам, приобрела политический характер, стала осуществляться в интересах преж¬де всего привилегированных социальных групп, классов. Однако зарождение социального неравенства, социальной несправед¬ливости объективно

носит прогрессивный характер: в условиях еще крайне низкой производительности труда появляется, хотя бы у части людей, возможность освободиться от повседневного тяжелого физического труда. Это приводит не только к сущест¬венному улучшению социального управления, но и к возникнове¬нию науки и искусства, к заметному росту экономического и военного могущества такого общества. Итак, возникновение государства всегда связано с изменением характера публичной власти, с превращением

ее в политическую власть, осуществля¬емую, в отличие от власти первобытного общества, в интересах прежде всего, привилегированной части общества. Поэтому классовый подход дает богатые возможности для анализа харак¬тера такой власти, для определения сущности государства. Однако характер государственной власти не всегда одинаков. Так, в древних Афинах или Риме ее классовая принадлежность сомнений не вызывает.

Власть однозначно принадлежит классу рабовладельцев, которые являются собственниками и основных средств производства (земли), и самих производителей — рабов. Последние не только не участвуют в осуществлении государственной власти, но и вообще лишены каких бы то ни было прав, являются «говорящими орудиями». Аналогичное положе¬ние власти и в феодальном обществе. Она находится в руках класса феодалов — земельных собственников.

Крестьяне не имеют доступа к власти, в значительной мере также лишены юридических прав и нередко находятся в собственности (полной или частичной) феодалов. И в рабовладельческом, и в феодаль¬ном обществе налицо явное социальное неравенство и классовая (сословная) принадлежность государственной власти. Более сложна оценка характера власти в буржуазном госу¬дарстве. Формально все люди равны перед законом, обладают равными правами, что закрепляется юридически в декларациях

и конституциях. Фактически же в раннебуржуазном обществе законы вопреки декларациям устанавливают имущественный, образовательный и иные цензы, ограничивающие избирательные права малоимущих слоев населения. Тем самым обеспечивается реальная принадлежность власти экономически господствующе¬му классу — буржуазии. В восточных государствах власть нахо¬дилась в руках бюрократического чиновничьего аппарата (точ¬нее, его верхушки). При этом она также в значительной степени выражала интересы не всего общества, а соответствующих

социальных групп, стоящих у власти. Во многих случаях эти социальные группы фактически становятся классами, отличаются от других слоев общества и особым местом в системе рас¬пределения общественного продукта, присваивая значительную его часть, и особым отношением к средствам производства, становясь фактически их реальными собственниками, закабаляя и самих производителей, которые попадают в положение «кол¬лективного рабства», хотя формально они свободны и являются собственниками земли.

Подобное всевластие государственного (а иногда и партийно-государственного) аппарата может иметь место и в обществе с господствующей частной собственностью на основные средства производства. Государственный аппарат приобретает «чрезвычайную относительную самостоятель¬ность», становится во многих случаях практически от общества независимым. Это может достигаться, например, за счет бала¬нсирования между антагонистическими классами, натравливания

их друг на друга, как это имело место во Франции при бонапар¬тистском режиме в 50—60-х гг. XIX в. Но тот же результат нередко получается посредством осуществления жестких мер подавления любого инакомыслия, любого противодействия дей¬ствиям правящей верхушки. Такое положение было, например, в условиях фашистских режимов Германии и Италии, тоталитар¬ных или авторитарных режимов стран

Латинской Америки. Значит, классовый подход дает возможность выявить существенные черты государства, обнаружить имеющиеся в нем соци¬альные противоречия. Ведь во все исторические периоды имели место выступления эксплуатируемых классов и слоев общества против угнетателей, в руках которых находилась государствен¬ная власть: восстания рабов в Риме, крестьянские восстания и войны в Англии, Франции,

Германии, Китае, забастовочное и революционное движение рабочих и т.п. Тем не менее установление классового (сословного) харак¬тера государственной власти не исчерпывает проблемы сущнос¬ти государства, и использование только классового подхода существенно ограничивает возможности научного познания го¬сударства и политической власти. Общесоциальный подход в понимании сущности государства выражен в различных немарксистских теориях государства,

основными из которых являются теория элит, технократическая теория, теория «государства всеобщего благоденствия», теория солидаризма и пр. Так, например, Л. Дюги, один из сторонников теории солидаризма, называл учение о классовой борьбе «отвратительной доктриной» и утверждал, что социальная солидарность требует взаимной поддержки различных слоев общества, совместно выполняющих социально значимые функции. Дюги особо отмечал социальные обязанности государства – поддержка образования, здравоохранения, социальное

обеспечение и пр. На этот факт есть ряд доказательств. Во-первых, власть в государстве может находиться в руках сравнительно небольшой социальной группы, которая не отра¬жает в полной мере интересы того или иного класса, а действует прежде всего в своих собственных узкогрупповых интересах (бонапартизм, тоталитарные бюрократические режимы). Во-вторых, во многих странах, освободившихся от колониаль¬ной зависимости, нередко складывается такая

обстановка, при которой ни один из социальных классов не обладает достаточной силой и организованностью, чтобы взять власть. Поэтому при наличии там общенациональных интересов (обретение независи¬мости, развитие национальной экономики и культуры) возникает власть блока различных классов и неклассовых социальных групп, включающего национальную буржуазию, рабочий класс, крестьянство, интеллигенцию, ремесленников, мелких торговцев и пр. В-третьих, при определенных условиях может возникнуть го¬сударство, в котором

власть не на словах, а на деле будет принадлежать всему народу, поскольку общенародные интересы будут преобладать над более узкими классовыми или групповыми. И, наконец, самое важное. Общество всегда едино, несмотря на нередко раздирающие его социальные противоречия. Ведь без рабов не может быть рабовладельцев, без крестьян — феодалов, без рабочих — капиталистов. Условием существова¬ния чиновничьего аппарата в восточном государстве является труд общинников и т.

д. Поэтому стоящие у власти класс или социальная группа всегда вынуждены заботиться в какой-то мере об угнетенных классах, об эксплуатируемых слоях населе¬ния. Значит, любое государство должно осуществлять (и всегда осуществляет) общесоциальные функции, действовать в интере¬сах всего общества. И любое государство не только является орудием подавления, машиной господства какого-то класса или социальной группы, но и представляет все общество, является средством его объединения,

способом его интеграции. Обще¬социальная роль государства также является его сущностной чертой, которая неразрывно связана с классовой и составляет, таким образом, вторую сторону его единой сущности. В госу¬дарстве всегда сочетаются узкоклассовые или групповые инте¬ресы господствующей верхушки и интересы всего общества. Соотношение указанных сторон сущности государства в различ¬ных исторических условиях неодинаково, причем усиление одной из сторон приводит к ослаблению другой.

В наибольшей степени превалирует классовая сторона государства в рабовладельчес¬ком обществе. Вся полнота власти, юридических прав, возмож¬ностей реализовать свои интересы принадлежит господствую¬щему классу. Однако существующее мнение о полном бес¬правии рабов, «ужасных» условиях жизни, принудительном ха¬рактере труда, беззащитности от любого произвола, видимо, преувеличено. Низкая производительность труда в тот период неизбежно приводила к тому, что число рабов многократно

превышало число свободных. При этом раб, занятый на сельско¬хозяйственных работах, имея в руках орудие своего труда — мотыгу, вполне мог противостоять вооруженному воину. Такое общество не могло быть основано на голом насилии, только на физическом принуждении. Действовали и иные методы воздей¬ствия — идеологические, в том числе религиозные, разжигание национальной и социальной розни (положение рабов не было одинаковым: в

Афинах, например, рабы выполняли обязанности полицейских) и, несомненно, экономические методы — матери¬альная заинтересованность раба в результатах своего труда (лучшая еда, условия жизни, возможность создать семью и т.п.). Были защищены рабы в определенной степени и юриди¬чески, как и любое ценное имущество. Все это указывает на большую, чем обычно считалось, общесоциальную роль рабо¬владельческого государства. Значение общесоциальной сторо¬ны государственной деятельности возрастало по мере движения общества

от рабовладения к феодализму, от феодализма к ка¬питализму. Особенно большую роль она играет в современном западном обществе: высокие налоги на прибыль предпринима¬телей, государственное регулирование условий труда, широкое развитие разнообразных социальных программ и т.п. привели к тому, что в значительной степени смягчаются социальные противоречия, снижается необходимость в мерах подавления классовых противников, которых, естественно, становится мень¬ше, повышается политическая

стабильность общества. Таким образом, одновременно с увеличением социальной составляю¬щей государственной деятельности снижается доля его клас¬сового содержания. Итак, для полного и объективного познания государства, пони¬мания его сущности недостаточно только классового подхода, а следует использовать положения и других теорий государства: элитарной, технократической, плюралистической демократии, государства «всеобщего благоденствия» и др.

Теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой был английский ученый Д. Кейнси, отстаивала идею активного вмешательства государства в экономику в целях предотвращения кризисных явлений и оказания населению целого ряда социальных услуг (выплата пенсий, пособий по безработице и т.п.). При этом утверждалось, что государство перестало быть классовым и начало выражать интересы всех слоев населения, обеспечивая всеобщее благоденствие.

Перечисленные немарксистские теории, равно как и другие, в общем-то по-разному трактуют сущность государства. Но все эти теории объединяет одно: они отвергают классовый характер государства и исходят из того, что государство выражает волю и интересы не столько экономически господствующих классов, сколько всего общества. Особенно это относится к современным государствам. В этой связи надклассовый подход в понимании сущности государства нередко именуют общесоциальным.

Значительная часть российских исследователей считает, что отдельно взятые классовый и общесоциальный подходы дают лишь одностороннее представление о сущности государства. Поэтому необходимо использовать оба подхода: как классовый, так и общесоциальный, надклассовый. В то же время одни, используя оба этих подхода, трактуют сущность государства в его историческом развитии. Начиная с древнейших времен и примерно до середины

ХХ в государство, по их мнению, носило классовый характер и выступало в качестве орудия классового господства. Современное же государство, начиная с развитых западных демократий послевоенного периода (после Второй мировой войны), утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Что же касается сущности государства, то она видится в том, что государство – это единственная политическая организация, которая в силу присущих ей качеств исторически возникла

как организация социального управления, т.е. управления обществом. Она не была навязана обществу извне, а объективно сформировалась в самом обществе. Эта организация может носить классовый или сословный характер, быть подчинена интересам каких-либо классов или социальных групп, проводить эти интересы в жизнь и навязывать их всему обществу, но во всех случаях она остается организацией, осуществляющей управление обществом, организацией, создающей и обеспечивающей

в нем необходимый порядок. Изменение соотношения классовых и общесоциальных начал в государстве меняет только содержание деятельности государства, но не меняет его сущности. Сущность государства, как и сущность любых предметов или явлений, всегда остается неизменной. Стоит критически относится к утверждению, что для современных государств не свойственна классовая природа. Современное государство по-прежнему выполняет классовые функции.

Но в отличие от предыдущих этапов развития государства, сейчас классовость проявляется не столько во взаимоотношениях внутри государства, сколько во взаимоотношениях между государствами. Социальное назначение государства. С понятием и сущностью государства тесно связан также вопрос о социальном назначении государства. Сущность государства, как и сущность любого явления, всегда имеет внешнее выражение, т.е. каким-то образом проявляется вовне. Устройство государственной власти, ее внешнее оформление,

система государственных органов, порядок их взаимодействия друг с другом не выражают сущности государства. Ведь государства могут иметь различное оформление государственной власти, различную систему органов и т.д. Сущность государства проявляется в его деятельности, в том, какую роль оно играет в общественной жизни, какие функции выполняет. Не случайно при определении сущности государства многие исследователи обращают внимание на тесную связь сущности и социального назначения государства, а также его функций.

Социальное назначение государства показывает, что государство делает в обществе, определяет роль государства в обществе, определяет степень вмешательства государства в жизнь общества. Государство существует, чтобы обеспечивать нормальное функционирование общества. Но нельзя просто сказать, что социальное назначение государства выражается в той роли, которую оно играет в обществе. Такой ответ ничего не проясняет, так как по-прежнему остается непонятным, какую же

роль государство играет в обществе. Тем более, что к социальной роли государства в науке подходят неодинаково. Существует несколько концепций, объясняющих социальное назначение и роль государства: - консервативная - либеральная - социал-демократическая - марксистская Консервативная концепция исходит из того, что вмешательство государства в жизнь общества должно быть минимальным. Главная задача государства здесь - обеспечивать сохранение устоев общества, общественных

отношений. Государство защищает общество от посягательств, катаклизмов. Когда возникают социальные потрясения, власть действует активнее и устраняет их.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

 
Пишем работу самостоятельно:
! Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.