Теория по предмету "Психология личности"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Мышление и сознание человека

Понятие мышления и сознания

Определение 1

Сознание – особый уровень развития психики, выражающийся в субъективной представленности переживаемых событий, психических процессов и отражения окружающей действительности на внутреннем плане индивида.

Феномен сознания является одной из центральных проблем психологической науки. Несмотря на то, что в действительности существования этого феномена сомневаться не приходиться, определение его сущности, качеств и свойств вызывает значительные трудности в большинстве психологических подходов. На физиологическом уровне феномен сознания склонны представлять участок наибольшей активности нейронов в коре больших полушарий головного мозга, перемещение и локализацию которого связывают с перенесением фокуса сознания с одних объектов и процессов на другие.

Определение 2

Под мышлением понимают познавательный процесс отображения окружающей действительности, в рамках которого происходит сбор и переработка информации от органов чувств с последующим синтезом на основании ее и получения качественно новой информации об отношениях между объектами внутреннего и внешнего мира.

Мышление является одной из важнейших психических функций, которая проявляет себя как на осознанном, так и на неосознаваемом уровне. Осознаваемый уровень представлен деятельностной стороной мышления, которая имеет четко определенную структуру - мотив, цель и деятельность по ее достижению - и разложим на отдельные операции и умственные действия. Неосознаваемый пласт представляет собой процессуальную сторону мышления, которая недизъюнктивна, т.е. не разложима на отдельные составляющие. Значительную роль на мыслительные процессы оказывает эмоциональная сфера психики. Согласно экспериментам О.К. Тихомирова с измерением кожно-гальванической реакции, процессуальная часть мышления опережает деятельностную, о чем говорит наличие предвосхищающих эмоций, свидетельствующих о нахождении правильного решения задачи до того, как это решение оформляется в сознании.

Взаимосвязь мышления и сознания

В историческом плане человеческое сознание возникает в результате общественно-трудовых отношений как необходимая форма взаимодействия между людьми и отражения общественно закрепленных методов и приемов трудового взаимодействия. Данная точка зрения возникла на основе марксистской философии, на которой базируется вся отечественная психология.

В индивидуальном развитии сознание формируется в процессе усвоения индивидом социально-общественных форм взаимодействия между людьми, а также в ходе приобретения навыков взаимодействия с объектами окружающего мира. Усвоение навыков и приемов невозможно без развития мыслительной деятельности ребенка:

  • В раннем возрасте ребенок интериоризирует внешнюю предметную деятельность на внутренний план, формируя таким образом структуру и содержание осознаваемой части мышления как деятельности.
  • В дальнейшем используя такие формы мышления, как анализ и синтез, ребенок осваивает более сложные навыки социального взаимодействия, а также трудовые технические приемы.

Таким образом, развитие сознания и самосознания ребенка проходит, как в процессе предметно-трудовой, так и в мыслительной деятельности. Посредником между процессами мышления и сознания выступает речь как знаковая систем кодировки общественного и индивидуального опыта.

Замечание 1

Именно с появлением и развитием речи связано формирование высшего уровня мышления, а именно словесно-логического. Без речи невозможно полноценное оформление самосознания ребенка, функционирование Я-концепции и самооценки.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :