Теория по предмету "Педагогика"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Факторы воспитательного процесса

Факторы в воспитательном процессе

Воспитательный процесс это такая сложная структура, многоуровневая система, представляющая собой множество различных подсистем. Это, в большинстве своем, хорошо продуманные, высокоорганизованные и представленные системы, в которых уделяется внимание, как крупным, так и мелким деталям. Однако, не смотря на всю свою структурированность и организованность, результат далеко не всегда получается такой, как предполагался. Или в одних и тех же условиях получаются разные результаты. Отчего же это зависит? Дело в том, что на воспитание в целом накладывают свой отпечаток не только организованные мероприятия в какой-либо организации, проведенные родителями дома беседы и встречи, но и даже каждый случайный разговор, каждая эмоция, пережитая ребенком или чувства и переживания, вызванные просмотром того или иного фильма или мультфильма. Все это и есть факторы, влияющие на воспитательный процесс. Таким образом,

Определение 1

Факторы воспитательного процесса - это явления окружающей действительности, так или иначе оказывающие воздействия на воспитание личности в целом.

Виды факторов, влияющих на воспитательный процесс

Разные авторы по-разному определяют и классифицируют их на группы. Их делят на:

  • Объективные и субъективные
  • Внешние и внутренние
  • Природные и общественные
  • Независимые и зависимые от воли и сознания людей
  • Стихийные и специально спланированные.

Основная же их классификация делит все факторы по содержательной части на следующие группы.

  1. Социальный фактор включает социальные связи с близким и дальним кругом общения, межличностные взаимоотношения, обстановку в обществе и государстве, влияющие на социальное развитие личности. Кроме того социальным фактором является сам человек, который, так или иначе реагируя на обстоятельства, оказывает основную движущую силу воспитания себя, как личности.

    Все социальные факторы делят (по А. В. Мудрику) на:

    • Микрофакторы — семья, друзья, группы сверстников (одноклассников), воспитатели (педагоги), ближай¬шая микросреда (институты образования, общественные организации и объединения).
    • Мезофакторы — этнокультурные и региональные особенности, место локализации и размер населенного пункта (деревня, поселок, город, мегаполис), СМИ.
    • Макрофакторы—космические влияния, глобальные планетарные явления и процессы, специфика общества, страны, государственного устройства.
  2. Культурный фактор – это воздействия, оказывающие на человека разными слоями культуры (художественная, языковая, национальная, научная). Это процесс воспитания правил и норм, человеческого в человеке.

  3. Исторический фактор. На формирование личности накладывает свой отпечаток и исторический период времени со своими особенностями протекания в конкретном обществе и в конкретном государстве.
  4. Личностно – субъективный фактор носит характер, как содействия, так и препятствования воздействующим действиям воспитателя (педагога) или другим условиям для становления себя как личности. К таким факторам относят волю, характер, совесть, веру, мотивацию. Без собственной активности человека никакой воспитательный процесс не принесет необходимые плоды. Это есть так называемое самовоспитание человека.
  5. Педагогический фактор есть собственно спланированная целенаправленная система действий, методов и приемов, осуществляемых воспитателем (педагогом) или родителями. В силу объективных причин повлиять на все вышеперечисленные факторы почти невозможно. Но если их изучать, учитывать, предвидеть и использовать, то можно достичь более высоких результатов.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :