Теория по предмету "Педагогика"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Развитие народной педагогики

Понятие народной педагогики

Определение 1

Народная педагогика - отрасль педагогических знаний и многовекового опыта народа, который проявляется в доминирующих среди конкретного народа взглядах на систему воспитания и основывается на традициях, вере, ментальности народа, эмоционально-эстетических пристрастиях.

У каждого народа особая, присущая ему, платформа духовно-нравственных ценностей и своя национальная система воспитания. Достояние национальной культуры народа передавалось сквозь поколения через легенды, сказки, поговорки, обычаи, ритуалы, традиции и пр., которые по существу стали неписанными законами воспитания, своего рода моральным кодексом народа.

Народную педагогику (именуемая в дальнейшем НП) нельзя отнести к науке, она лишь представляет собой совокупность эмпирических наблюдений, проверенных практикой народного воспитания многими поколениями. В НП нет точных законов, научно закрепленных терминов. Язык народной мудрости отражает в себе звучание местного диалекта, типичных народных примет и выражений и становится понятным и близким для самых широких слоев общества. Многие грамматические выражения, уже вышедшие из употребления в живом языке и литературе, продолжают жить в народных афоризмах, при этом не воспринимаются как устаревшие, а, наоборот, изящно и виртуозно выполняют свою смысловую, идейно-эстетическую функцию.

Определение 2

Наука, изучающая закономерности развития НП и осуществляющая сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов, получила название «этнопедагогика».

Характерные особенности народной педагогики

Несмотря на различные подходы и толкования НП, учёные выделяют общие черты.

  • НП выступает как неотъемлемый компонент общечеловеческой культуры;
  • НП возникла из-за потребностей практики в передаче последующим поколениям социального опыта, накопленного человечеством в различных сферах жизнедеятельности;
  • НП имеет тесно связана с жизнью, бытом, отношениями и трудовой деятельностью людей.

Источниками НП являются народный фольклор, произведения устного народного творчества, материалы этнографии и др.

Развитие народной педагогики восточных славян

Как и у других племен, у древних славян воспитание осуществлялось стихийно, интуитивно, рефлексивно отзываясь на необходимость накормить, уберечь, вырастить детей. Постепенно формировались простейшие представления педагогических средств.

В дохристианской Руси взгляды на воспитание и жизнь тесно соотносились с языческими природными соображениями и культовым отношением к предкам и роду. Восточные славяне поклонялись различным природным Богам и отождествляли себя с внуками Бога Солнца. Мир виделся населенным множеством опасных духов и существ. В методы воспитания самобытно вплетались наговоры, заклинания, магия. Главными средствами воспитания были ритуалы, традиции и обычаи, народное слово, посредством них передавались советы для жизни, нормы поведения, формировались нравственные привычки, закладывалось отношение к людям, природе, национальной культуре, труду и учению.

Проблемы развития народной педагогики на современном этапе

Наиболее характерными проблемами в развитии народной педагогики на современном этапе являются:

  • Обострение межнациональных конфликтов. В последние годы возросло число столкновений между различными этносами. Россия – федеративное государство, где проживают более 150 этносов, многие из них имеют свои территориальные образования. Крупное межэтническое столкновение представляет угрозу для территориального единства Российской Федерации и ее суверенитета.
  • Объективные общемировые процессы утраты национальной самобытности и самосознания
  • Усиление культурных воздействий как со стороны Запада, так и со стороны Востока.
  • Недостаточная координация социальных институтов в вопросах развития народной педагогики.
Замечание 1

Проблемы эти многогранны, их решение является важнейшим условием успешного развития каждого этноса в отдельности и всего человечества в целом. Решаться они должны как на теоретическом, так и на практическом уровне представителями всех этносов. Однозначное решение вряд ли существует как в силу разнообразия этнических культур, а также по причине ее постоянного изменения, трансформации, развития.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :