Теория по предмету "Педагогика"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Развитие гуманистической педагогики

Определение 1

Гуманистическая педагогика — система научных теорий, признающая учащегося в качестве равноправного, сознательного субъекта учебно - воспитательного процесса и направленная на максимальную самореализацию личности с учетом его возможностей и интересов

Характерные системообразующие признаки гуманистической педагогики

В современном мире в обществе настойчиво ставится вопрос о смене парадигм. В качестве ключевых ценностей цивилизованного развития общества рассматриваются не материальные ценности, а человек, его внутренний мир, индивидуальность и его устремления. Современные государства связывают свое развитие с наличием и развитием человеческого ресурса, потенциалом живущих в нем людей. Идея нового образованного, развитого человека, способного к творческому освоению мира и при этом удовлетворенного жизнью, как подлинного капитала нации - находит все большую поддержку в педагогической науке. Гуманистическая педагогика интенсивно развивается, изучая возможные пути воспитания целостной личности.

Различаясь подходами, теоретические концепции гуманистической педагогики сохраняют общие системообразующие признаки:

  • Провозглашение решающей роли образования
  • Переоценка приоритетов образования с накопления знаний в сторону развития различных сфер личности: интеллекта, творческого мышления, устойчивой психики, здоровья, нравственного потенциала и др.
  • Учет индивидуальных возможностей личности
  • Фокус внимания направлен на формирование сознательной, критически мыслящей и действующей личности, способной делать обоснованный выбор в разнообразных учебных и жизненных ситуациях;
  • Переориентация традиционной системы учебного процесса на личностно-ориентированную модель Структурирование учебного процесса педагогом и учащимися на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами.

Влияние внешних факторов на развитие гуманистической педагогики

Возникновение гуманистической направленности и развитие гуманистических идей детерминированы многими факторами:

  • социально-экономических процессами в обществе и переломными историческими моментами,
  • противоречиями между традиционными взглядами на воспитание и запросами времени
  • противоречиями в действующей морали и общественном сознании, конфликтами направлений, взглядов в социуме, культуре, образовании;
  • объективной потребностью общества в выражении и распространении гуманистических идей, с одной стороны, и, с другой- субъективной готовностью людей к их восприятию.

Этапы развития гуманистических идей

XI—XIII вв— предпосылки к появлению гуманистических идей, специфический характер которых был связан с патриархальными традициями

XIV—XVIII вв.: гуманистические идеи, доминирующая основа которых задана религиозной моралью и государственной идеологией — зарождение гуманистической традиции, основанной на идеях демократии, народности.

XX в. — осмысление гуманистических идей, становление гуманистической педагогики, появления множества теоретических концепций

Начало XXI в. – утверждение гуманистических идей как ведущих в образовательной парадигме, дальнейшая демократизация идей в различных формах

Особенности развития гуманистической педагогики в России

Становление и развитие гуманистической педагогики носит синусоидальный характер и развитие образовательных парадигм идет от доминирования традиционно – авторитарной модели педагогики в разных ее разновидностях до гуманистической модели педагогики В истории развития России наблюдались следующие периоды:

  • середина XIX в. - развитие абстрактного гуманизма, появление идей свободного воспитания; утверждения демократических идей в образовании
  • конец XIX в. – начало XX в. - утверждение идей свободного воспитания, зарождение социального гуманизма; ориентация на создание национальной школы и взаимосвязь национального и социального воспитания
  • с 20-х гг. XX в. - развитие социального гуманизма, возникновение педологии, изучающей в комплексе психологический, педагогический, физиологический аспекты, развитие концепций коллективного воспитания; появление гуманистической системы воспитания А. С. Макаренко
  • для середины XX в. – в целом характерно доминирование традиционно – авторитарной модели педагогики, личность рассматривалась только в системе общественно - политических приоритетов. Общественно - политическая оттепель в СССР 60-х годов способствовала появлению новых гуманистических педагогических концепций, направленных на развитие личностного духовного потенциала
  • с 80-х гг. XX в. - происходит смена ценностных ориентаций в образовании, вновь возрождаются гуманистические традиции, нашедшие выражение в различных направлениях гуманистической педагогики. Особое значение на этом этапе приобрела творческая деятельность учителей, объединившихся на основах «педагогики сотрудничества» (Ш.А.Амонашвили, И.П.Волков, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов и др.).
  • С 90-х годов интенсивно развивается личностно-ориентированная модель образования, утверждающую ценность личности ребенка и отвергающую авторитарно-императивный подход к нему.
Замечание 1

В настоящее время, несмотря на широкое распространение гуманистических теорий, массовую практику образования продолжают определять многие стереотипы и гуманистических традиции носят неустойчивый характер. Российское образование интенсивно ищет новые пути развития, обеспечивающее его ориентацию на гуманистическое мировоззрение.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :