Теория по предмету "Педагогика"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Формы воспитательного процесса

Определение формы воспитательного процесса

Определение 1

Форма, вообще, - это то, благодаря чему какое-либо явление существует для понимания и восприятия; под формой следует понимать внешнее выражение какого-либо содержания. Воспитательный процесс, так же как и любое явление, имеет свои формы.

Определение 2

Формы воспитательного процесса – это варианты организации и выражения содержания конкретного воспитательного процесса в тот или иной момент, в котором обязательно объединены и связаны общей целью, задачами, учитываются принципы, методы, закономерности и приемы воспитания.

Воспитательный процесс является неотъемлемой частью образовательного процесса, в связи с чем основные формы и методы у них сходны или одинаковы. Формы воспитательного процесса очень многообразны и различны по своей структуре.

Классификации форм воспитательного процесса

По некоторым источникам формы воспитательного процесса подразделяются на:

  1. мероприятия – это занятие или событие, спланированные и организованные воспитателем (педагогом) в соответствии с целью и задачами воспитательного процесса;
  2. дела – общая, важная коллективная деятельность, осуществляемая отдельными членами коллектива.
  3. игры – это придуманная или отображающая реальные моменты жизни деятельность, осуществляемая с целью развлечения, отвлечения, отдыха.

Основные же классификации выделяют формы воспитания, исходя из условий и факторов проведения:

  1. По количеству воспитанников. Здесь можно выделить индивидуальные, групповые от (двух участников и более), коллективные (класс, секция, кружок), массовые формы (общешкольные и межшкольные, районные, городские, региональные и даже федеральные).
  2. По количеству организаторов. Это могут быть мероприятия, организуемые одним человеком, организуемые группой или всем коллективом вместе.
  3. По планируемому результату (исходу), в соответствии с поставленными задачами: информационный обмен, принятие решения или коллективного мнения, выработка общего продукта деятельности.
  4. По характеру доминирующей деятельности можно определить игровые, познавательные, трудовые, спортивные, коммуникативные и ценностно-ориентирующие формы воспитания.
  5. По наличию подготовки бывают: экспромт (спонтанно возникшая ситуация) или заранее спланированные (запланированный эпизод воспитательной работы).
  6. По характеру включения воспитанников в определенную форму работы. Это предусматривающие обязательное участие всех воспитанников, предусматривающие обязательное участие отдельных членов коллектива или основанные на добровольном участии одного или многих членов группы.
  7. По взаимодействию с другими людьми или коллективами могут быть открытые или закрытые мероприятия.
  8. По степени подготовки и организации формы воспитания могут быть простые (как акт ситуативного воздействия) и сложные (включающие воспитанников в самые многочисленные отношения).
  9. По продолжительности проведения можно выделить кратковременные (работа с текстом, выполнение одного задания) и длительные («Неделя математики», «Месячник безопасного дорожного движения»).
  10. По наличию творческих идей бывают традиционные формы, вошедшие в систему обучения и воспитания (урок, факультатив, семинар, лекция) и творческие (нетрадиционные, основанные на творческом подходе и идеях организаторов).
  11. По частоте проведения: регулярные (еженедельные классные часы, ежемесячный праздник «День именинника») и эпизодические (проводятся по мере необходимости, по запросу).

Одно и то же воспитательное мероприятие обязательно характеризуется несколькими видами формы. Так, например, «День открытых дверей» в детском саду – это традиционное, массовое, заранее спланированное мероприятие, организуемое группой воспитателей и воспитанников, основанное на добровольном участии членов коллектива и приглашенных гостей.

Замечание 1

Однако, несмотря на выбор той или иной формы проведения, нужно помнить о том, что все используемые средства и методы служат достижению единой цели воспитания.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :