Теория по предмету "Педагогика"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Факторы развития личности ребенка

Факторы развития ребенка

Одна из ключевых проблем педагогической теории и практики – э то проблема развития личности ребенка. Проблема имеет разные аспекты и рассматривается рядом наук:

  • возрастной анатомией,
  • физиологией,
  • детской педагогикой,
  • психологией.

При этом педагогика изучает эффективные условия для гармоничного развития личности, основываясь на процессах воспитания и обучения. Ученые не один год ведут споры о факторах, определяющие развитие личности ребенка, а также ее становления. Однако все споры сводятся к приоритету основных факторов развития личности: наследственность, среда и воспитание. В педагогике (также как и в психологии) развитие личности ребенка рассматривается с основных трех позиций: биологической, социальной и биосоциальной.

Биологическое направление

Представители направления З.Фрейд, К.Лоренц и др. Они считали, что человек это только природное существо, поведение его объясняется присущим ему потребностей, инстинктов и влечений, которые даны ему от рождения. При этом личность вынуждена, подчинится требованиям общества и постоянно подавляет естественные потребности. Развитие ребенка, как любого человека и всех живых организмов, связанного с действиями фактора наследственности.

Определение 1

Наследственность – это способность человека передать свои признаки и особенности развития своему потомству.

Ребенок несет в себе определенные задатки органического характера, они играют основную роль в развитии всех сторон личности, особенно динамики психических процессов, одаренности и эмоциях. В том числе сюда можно отнести и особенности нервной системы, которые определяют формы поведения.

Социальное направление

Наследственность и ее механизмы легче определяют физические особенности личность, если говорить о социальном развитии личности ребенка, то тут главная роль у среды и воспитания. Предмет наследования социальных качеств, в том числе и психических интеллектуальных, моральных качеств и специальных способностей. Однако и в этом есть споры, например Н.М. Амосов и П.К. Анохин считают, что в ходе передачи генов и наследственности также ребенок получает и нравственные качества, по крайней мере, агрессия, ложь и жестокость. Не смотря на то, что человек это биологическое существо в процессе его развития он все же поддается влиянию социальных факторов и проходит процесс социализации.

Определение 2

Социализация - это процесс усвоения человеком определенных систем знаний, ценностей и норм, которые позволяют ему функционировать как полноправный член общества.

В процессе социализации главенствующая роль отводится среде, которая есть сложная система внешних обстоятельств, которые необходимы для развития ребенка. При взаимодействии среды и личности ребенка необходимо понимать два момента: это характер воздействия среды и активность личности. Также среда как фактор развития личности ребенка помогает видеть многосторонность социальных явлений.

Биосоциальное направление

Представители данного направления основываются на том, что процессы (психические) ощущения, восприятия, мышления и др. имеют строго биологическую направленность, а вот интересы, способности – это социальные факторы. Однако данное деление личности на два лагеря не дает объяснение поведения, и развития личности. Сегодня ребенок и человек рассматриваются как единое целое биологическое и социальное. Главный фактор развития личности в данном направлении отводится воспитанию, которое в отличии от среды и наследственности целенаправленный и осознаваемый процесс.

Определение 3

Воспитание - это передача накопленного опыта (знания, умения, способы мышления, нравственные, этические и правовые нормы) от старших поколений к младшим.

Согласно данному направлению в русле воспитания главная роль отводится деятельности, которая организовывает детей. В процессе учебной, игровой, трудовой и прочих видов деятельности ребенок совершает переход от подражания к самостоятельным способам деятельности, к творческой активности, и раскрытию талантов, а также самовоспитанию.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :