Понятие и характеристикка педагогичекого взаимодействия
Определение 1
Педагогическое взаимодействие (ПВ) – процесс, происходящий между педагогом и воспитанником и направленный на развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка.
Педагогическое взаимодействие как процесс может рассматриваться на разных уровнях:
- индивидуальном - между воспитателем и воспитанником;
- социально-психологическом - взаимодействие в коллективе;
- интегральном - объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе.
В русле новых парадигм в образовании, которые утверждаются на современном этапе, переосмысливается взгляд на сущность и характер ПВ как главного фактора осуществления образовательного процесса. Формирующаяся социокультурная ситуация, характерным признаком которой выступает интерес к индивидуальной личности и развитию ее творческого потенциала, обуславливает смещение акцента от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям , от педагогического воздействия к конструктивному взаимодействию.
Если в авторитарной система образования, которая преобладала в предыдущие годы, ПВ трактовалось преимущественно как одностороннее педагогическое воздействие педагога и неукоснительная обязанность в принятии этого воздействия учеником, то современные подходы ориентируют на взаимообмен, взаимовлияние, взаимообогащение опытом, смыслами деятельности и личностными позициями.
ПВ, организованное как субъект-субъектное взаимодействие, включает в себя:
- педагогическое общение (в широком смысле),
- коммуникацию как обмен информацией,
- взаимодействие как совместную деятельность,
- личностное измерение и восприятие друг друга.
Замечание 1
Идея совместной деятельности, равного партнерства, сотрудничества, взаимного диалога в построении ПВ - одна из основных в педагогике последних лет, но практическое ее воплощение в образовательном процессе происходит с большим трудом. Это вызвано, в первую очередь, тем, что учителя не владеют механизмами субъект-субъектного взаимодействия с учениками, не вполне осознают, что результативность и качество образования достигаются не за счет увеличения объема информации, требований к ученику и проводимых мероприятий, а прежде всего развитием такой среды, в которой у детей появляются внутренние мотивы к развитию.
Принципы технологии ПВ
Эффективность технологии ПВ обеспечивается соблюдением принципов ПВ, таких, как:
- органичное сочетание в себе компонентов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения, при этом развитие каждого компонента является средством развития остальных компонентов;
- установление отношения ответственной зависимости
- социальная ценность и смысловая значимость деятельности для ее участников
- адаптивно-вариативный (с учетом возрастных и личностных особенностей), развивающий характер содержания ПВ
- гуманистическая направленность, формирование жизненной стратегии устойчивого развития личности и индивидуальности
- создание творческой комфортной среды,
- опережающий характер педагогической деятельности;
- равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
- психологическая комфортность ситуаций взаимодействия;
- эмоциональная насыщенность совместной деятельности, организация познания через эмоциональную включенность участников процесса.
Критерии эффективности субъект-субъектного ПВ
Показателями продуктивного ПВ являются следующие параметры:
- Высокая позитивная мотивация к познанию, учебной и общественно значимой деятельности
- Высокая осознанная активность учащихся в учебной деятельности
- Высокая социальная активность, способность к сотрудничеству
- Принятие ответственности за свои результаты Самостоятельность и инициативность
- Готовность к профессионально-личностному самоопределению
- Сформированность гуманистических ценностей; нравственная культура
- Удовлетворённость учебным взаимодействием.
Требования к педагогу
Педагог должен обладать рядом положительных качеств, которые будут способствовать реализации эффективной технологии взаимодействия.
Целесообразно выделить три важнейших интегральных свойства личности педагога, которые в своей совокупности определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:
- Социально - педагогическая ориентация, выраженная в осознании педагогом необходимости отстаивания интересов, прав ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
- Рефлексивные способности, которые помогают педагогу осмыслить свое участие в ПВ.
- Методологическая культура - система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно организовывать свою деятельность в условиях образовательных альтернатив; одним из важных элементов методологической культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.