Теория по предмету "Педагогика"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Технологии педагогического взаимодействия

Понятие и характеристикка педагогичекого взаимодействия

Определение 1

Педагогическое взаимодействие (ПВ) – процесс, происходящий между педагогом и воспитанником и направленный на развитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сферы ребёнка.

Педагогическое взаимодействие как процесс может рассматриваться на разных уровнях:

  • индивидуальном - между воспитателем и воспитанником;
  • социально-психологическом - взаимодействие в коллективе;
  • интегральном - объединяющий различные воспитательные воздействия в конкретном обществе.

В русле новых парадигм в образовании, которые утверждаются на современном этапе, переосмысливается взгляд на сущность и характер ПВ как главного фактора осуществления образовательного процесса. Формирующаяся социокультурная ситуация, характерным признаком которой выступает интерес к индивидуальной личности и развитию ее творческого потенциала, обуславливает смещение акцента от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям , от педагогического воздействия к конструктивному взаимодействию.

Если в авторитарной система образования, которая преобладала в предыдущие годы, ПВ трактовалось преимущественно как одностороннее педагогическое воздействие педагога и неукоснительная обязанность в принятии этого воздействия учеником, то современные подходы ориентируют на взаимообмен, взаимовлияние, взаимообогащение опытом, смыслами деятельности и личностными позициями.

ПВ, организованное как субъект-субъектное взаимодействие, включает в себя:

  • педагогическое общение (в широком смысле),
  • коммуникацию как обмен информацией,
  • взаимодействие как совместную деятельность,
  • личностное измерение и восприятие друг друга.
Замечание 1

Идея совместной деятельности, равного партнерства, сотрудничества, взаимного диалога в построении ПВ - одна из основных в педагогике последних лет, но практическое ее воплощение в образовательном процессе происходит с большим трудом. Это вызвано, в первую очередь, тем, что учителя не владеют механизмами субъект-субъектного взаимодействия с учениками, не вполне осознают, что результативность и качество образования достигаются не за счет увеличения объема информации, требований к ученику и проводимых мероприятий, а прежде всего развитием такой среды, в которой у детей появляются внутренние мотивы к развитию.

Принципы технологии ПВ

Эффективность технологии ПВ обеспечивается соблюдением принципов ПВ, таких, как:

  • органичное сочетание в себе компонентов личностно ориентированного, социально ориентированного и предметно ориентированного общения, при этом развитие каждого компонента является средством развития остальных компонентов;
  • установление отношения ответственной зависимости
  • социальная ценность и смысловая значимость деятельности для ее участников
  • адаптивно-вариативный (с учетом возрастных и личностных особенностей), развивающий характер содержания ПВ
  • гуманистическая направленность, формирование жизненной стратегии устойчивого развития личности и индивидуальности
  • создание творческой комфортной среды,
  • опережающий характер педагогической деятельности;
  • равенство в общении и партнерство в совместной деятельности;
  • психологическая комфортность ситуаций взаимодействия;
  • эмоциональная насыщенность совместной деятельности, организация познания через эмоциональную включенность участников процесса.

Критерии эффективности субъект-субъектного ПВ

Показателями продуктивного ПВ являются следующие параметры:

  • Высокая позитивная мотивация к познанию, учебной и общественно значимой деятельности
  • Высокая осознанная активность учащихся в учебной деятельности
  • Высокая социальная активность, способность к сотрудничеству
  • Принятие ответственности за свои результаты Самостоятельность и инициативность
  • Готовность к профессионально-личностному самоопределению
  • Сформированность гуманистических ценностей; нравственная культура
  • Удовлетворённость учебным взаимодействием.

Требования к педагогу

Педагог должен обладать рядом положительных качеств, которые будут способствовать реализации эффективной технологии взаимодействия. Целесообразно выделить три важнейших интегральных свойства личности педагога, которые в своей совокупности определяют успешность в личностно-ориентированном взаимодействии:

  1. Социально - педагогическая ориентация, выраженная в осознании педагогом необходимости отстаивания интересов, прав ребенка на всех уровнях педагогической деятельности.
  2. Рефлексивные способности, которые помогают педагогу осмыслить свое участие в ПВ.
  3. Методологическая культура - система знаний и способов деятельности, позволяющих грамотно, осознанно организовывать свою деятельность в условиях образовательных альтернатив; одним из важных элементов методологической культуры является умение педагога мотивировать деятельность своих воспитанников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :