Теория по предмету "Педагогика"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Общение в воспитательном процессе

Роль общения в воспитательном процессе

Все мы, в том числе дети, живем в социуме. Одно из первых чему мы учимся с рождения – это взаимодействие, разговор, общение.

Общение есть очень широкое по своей сути понятие. Это осознанное и неосознанное вербальное и невербальное взаимодействие двух и более людей. Общение есть везде и всегда на разных уровнях и с разными целями и функциями. Общение это обязательная часть психического и социального развития ребенка. Общение может быть очень разнообразным, у него много форм и видов.

Определение 1

Общение в воспитательном процессе – это не что иное, как педагогическое общение, т.е. это такой вид общения воспитателя (педагога) с воспитанниками (обучающимися), при котором идет целенаправленный процесс организации, установления контакта, при которых основным является развитие и воспитание. Кроме того, это общение не только между воспитателем и воспитанником, но и между воспитанниками отдельно.

На последнюю форму общения воспитатель не всегда способен повлиять, однако, она является важным фактором в процессе воспитания личности. То, что может сделать в данном случае взрослый, это создать комфортные психологические условия в рамках коллектива, способствовать становлению коммуникативной функции речи и установить доверительные отношения с воспитанниками с целью своевременного вмешательства и влияния на эффективность этого общения.

Структура общения

Структуру общения определяют составляющие ее компоненты:

  1. Коммуникативный компонент представляет собой обмен информацией между воспитателем и воспитанниками.
  2. Интерактивный компонент, т.е. общение и взаимодействие, понимание друг друга при планировании или выполнении какой-либо совместной деятельности.
  3. Перцептивный компонент это восприятие партнера по общению как индивидуума, познание в процессе общения собеседника и себя, как личности. Важным является понимание и сопереживание.

Функции и виды общения

Информационная функция – это обмен информацией, ее восприятие и использование, организация индивидуального или группового общения. Нормативная функция нацелена на усвоение воспитанниками норм морали через освоение основных правил нравственного поведения, образцов действий, поступков, способов регулирования взаимоотношений между людьми. Коммуникативная функция предполагает установление контакта между участниками воспитательного процесса, понимание друг друга. Регулятивная функция заключается в формировании, поощрении «нужных», положительных форм взаимодействия и своевременном корригировании, устранении «не нужных», отрицательных, негативных воздействий.

Выделяют и другие функции в зависимости от направлений классификации.

В зависимости от решаемых задач выделяют виды общения:

  • непосредственное – прямой контакт воспитателя и воспитанника;
  • опосредованное – воздействие не на конкретного воспитанника, а на формирование знаний, умений и навыков, которые воспитанник должен усвоить, на развитие личностных качеств.
  • Индивидуальное общение – общение воспитателя с одним воспитанником.
  • Групповое и коллективное общение – общение воспитателя с коллективом или группой воспитанников.
  • Активное или пассивное участие воспитателя в общении.

Кроме того выделяют формы общения:

Вербальные – словесные, т.е. взаимодействие происходит через слово и речь. Невербальные – использование мимики, жестов, интонации.

Условия эффективности общения в процессе воспитания

Общение в воспитательном процессе будет иметь большую эффективность, если:

  • оно отвечает общей цели;
  • оно сопровождается воспитанием положительного отношения к поставленной цели;
  • в дошкольном, школьном и внешкольном общении имеется преемственность и соблюдаются единые принципы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :