Теория по предмету "Педагогика"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Теория Развитие семейной педагогики

Предпосылки появления семейной педагогики

Интенсивное развитие наук в области познания человека способствовало тому, что фокус внимания педагогов направляется в сторону изучения личности ребенка как целостной развивающейся системы с учетом его природных задатков, дарований, интересов, потребностей и устремлений.

Отмечая огромный потенциальный ресурс семьи в воспитательном процессе и одновременно распространенные наблюдаемые ошибки, педагогическая теория предоставила и продолжает предоставлять практике воспитания научно обоснованные методы, приемы, содержание и формы воспитания детей в семье, которые получили отражение в отдельном направлении – семейной педагогики ( СП).

Начало изучения семейных отношений как научной теории относят к концу XIX – началу ХХ в., но предпосылки создания науки в виде первых идей семейного воспитания, правил и норм поведения складывались с давнего времени в рамках народной педагогики и религиозного воспитания.

Cемейная педагогика как наука

Определение 1

СП – одно из направлений педагогики, изучающее состояние, закономерности семейного воспитания, пути повышения потенциальных возможностей семьи в воспитании личности ребенка

Успеха в воспитании можно ожидать только в том случае, когда есть ясное представление о поставленных целях и задачах.

Цель СП - способствовать осознанному представлению родителей о процессе воспитания во всей его полноте – от постановки задач до способов воплощения и принятию педагогически верных решений в ситуациях семейного воспитания.

В круг задач СП входят:

  • разработка теоретических положений о семейном воспитании;
  • изучение истории и многовекового опыта;
  • исследование путей повышения семейного ресурса в воспитании личности
  • внедрение достижений науки в практику семейного воспитания;
  • выявление путей повышения педагогической грамотности родителей и способов оптимального взаимодействия родителей с профессиональными педагогами.

Семья как первостепенный фактор формирования личности

Семье принадлежит основная роль в формировании нравственных начал, жизненных принципов ребенка. Являясь для ребенка наиболее продолжительной средой обитания и одновременно первым воспитательным институтом, семья играет первостепенное значение в формировании его личности. Воспитательный потенциал семьи огромен, при этом может иметь как положительный, так и негативный характер.

Замечание 1

Семья способна развить целостную гармоничную личность, а может разрушить личность ребенка, может привить здоровые представления о жизни, а может и исказить мироощущение и мировоззрение, может сформировать устойчивую психику, но может подорвать ее.

Ощущение человеком своего благополучия в семье проецируется на другие сферы жизни и взаимоотношений. И напротив, конфликтная обстановка в семье, отсутствие душевной близости между ее членами часто лежат в основе дефектов развития и воспитания.

Именно в семье закладываются основы нравственности, раскрываются индивидуальные стороны личности, с детства прививаются нормы поведения. Включение ребенка с детского возраста в систему семейных отношений является наиболее оптимальным способом его постепенного приобщения к социальной жизни и расширения жизненного опыта. В семье ребенок усваивает первичные представления о социальных ролях, супружеских, родительских функциях, человеческой культуре, навыках индивидуальной и коллективной работы, то есть, все то, что необходимо для безболезненной адаптации ребенка в обществе.

Существенное влияние семья оказывает на самоопределение и выбор будущей профессии.

Компоненты воспитательного потенциала семьи

Среди факторов, наиболее значимо влияющих на воспитательный потенциал семьи в качественном отношении, СП выделяет следующие:

  • социально-культурный – уровень образования и культуры, профессиональная активность, жизненный опыт, взгляды взрослых членов семьи, наличие традиций и обычаев, характер организации семейного досуга и пр.
  • социально-экономический – имущественные и материальные характеристики, профессиональный и социальный статус
  • социально-психологический – длительность и характер отношений, психологический микроклимат, возможности для коллективной и индивидуальной деятельности
  • демографический – тип, структура семьи, ее состав,
  • технико-гигиенический - место и среда обитания, особенности образа жизни семьи

С выделением этих факторов связана выработка педагогически рациональной социальной тактики и стратегии, направленной на активизацию процесса формирования личности в семье, однако необходимо учесть, что отдельно ни один из факторов непосредственно не может гарантировать успешное или неуспешное воспитание, их следует рассматривать только в совокупности и в контексте конкретных специфических условий действия.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :