Шпаргалка по предмету "Краеведение"

Узнать цену дипломной по вашей теме


Шпаргалка Этапы краеведческого исследования

Краеведческие исследования, как правило, охватывают вопросы, разрабатываемые другими географическими и общественными науками. Понятно, что в краеведении используются и методические приемы этих наук. Однако при комплексном характере краеведения и его практической устремленности вырабатываются свои приемы исследования и картографирования, обусловленные крупномасштабностью исследований. Первый этап работы. Разыскание или изготовление карты. Исследовательская работа в краеведении начинается и заканчивается картой. Решающую роль при этом играет масштаб карты. Он соответствует степени детальности изучения. Краеведы обычно пользуются картами крупного масштаба, например 1:200000, а для отдельных тем даже крупнее 1:100000, 1:50 000, 1:25 000 и т. д. Такая карта помогает ориентироваться в окружающей местности, дает первоначальный материал для выявления ряда местных особенностей и служит для фиксации результатов изучения. Территорию и границы микрорайонов краевед выбирает в соответствии со своими интересами и возможностями вести систематические повторные наблюдения и собирать материал. Это может быть малый или средний город, район или группа улиц и кварталов крупного города, промышленный микрорайон, сельсовет или сельскохозяйственный микрорайон (колхоз, совхоз), санаторно-курортный микрорайон и т. д. Предметом изучения может быть и внутриобластной комплекс, выделяемый в процессе дробного экономического районирования, на основе итогов предварительных детальных исследований мелких и мельчайших ареалов. Второй этап работы. Разыскание и изучение литературных, статистических, картографических, мемориальных и прочих материалов и документов (в том числе и отчетов работавших в районе научных экспедиций). Для этого следует использовать библиографические справки в своей районной или лучше в областной библиотеке, можно запросить Государственную библиотеку им. В. И. Ленина в Москве или Государственную библиотеку им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде. Можно самостоятельно найти сведения о книгах, журнальных и газетных статьях из указателей «Книжной летописи», «Летописи журнальных статей», «Летописи газетных статей», издаваемых Всесоюзной книжной палатой. Ценные сведения можно извлечь, работая в архивах. Наряду с разными документами здесь могут быть отчетные материалы предыдущих исследований вашего края. Особенно трудно бывает познакомиться с отчетами экспедиций, которые приезжали из центра и в вашем краю работали над какой-либо частной проблемой. Тут могут в какой-то степени помочь сотрудники в ближайшем или районном или даже областном краеведческом музее; иногда такие сведения имеются в одном из институтов Академии наук СССР, в МГУ (в частности, в Музее землеведения), в московских центральных музеях (Историческом, Истории революции и т. п.), в Московском филиале Географического общества СССР и т. д. Третий этап работы. Работа над письменными источниками может занять несколько лет кропотливого и настойчивого труда. И вы поступите разумно, если, не откладывая дело в дальний ящик, приступите к основному звену исследовательской работы — к походам и экскурсиям. Экскурсии проводятся систематически, по заранее намеченным маршрутам, не один раз в году и не один год. Только тогда у вас может получиться не «моментальный» снимок, а нечто динамическое, эволюционное. В походах и экскурсиях ведутся и записываются наблюдения (объекты наблюдений фотографируются, народные песни, сказания и т. п. записываются на магнитофон), собираются вещественные и другие материалы и экспонаты (археологические, геологические, ботанические, этнографические, экономические и т. п.). Экскурсии бывают двух родов:а) отраслевые: природно-географические, исторические, этнографические, литературоведческие, искусствоведческие, архитектуроведческие и т. д. Их задача — изучить те объекты, которыми занимаются соответствующие науки и которые характерны для данного края;б) комплексные краеведческие экскурсии — по отдельным частям края. В таких экскурсиях наблюдают или изучают сочетание и взаимообусловленность разных сторон истории и современной жизни края, его природно-географической среды, этнографических особенностей, экономики, культурно-просветительных учреждений и местных достопримечательностей. Четвертый этап краеведческих исследований — обработка всех добытых материалов, результатов наблюдений и их обобщение.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную дипломную работу Вы можете использовать как базу для самостоятельного написания выпускного проекта.

Доработать Узнать цену работы по вашей теме

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :